"Детей не отдам, жалуйтесь куда хотите": Охота на многодетных продолжается. Новая "фишка" — экспресс-усыновление за несколько дней
История с "плачущим мальчиком из Якутии" завершилась в пользу детей из многодетной семьи: из приюта их вернули матери — но только после того, как на жалобное видео с ребёнком отреагировал глава СК Бастрыкин. Оставшиеся за кадром схожие ситуации заканчиваются более печально: сиротпром настойчиво изымает детей из родных семей и в рекордные сроки отдаёт усыновителям. Подробности — в материале Царьграда.
"Ты отжала у нас квартиру, а мы у тебя — детей"
Важный нюанс: Валентина Аржакова из Якутии не лишена родительских прав и даже в них пока не ограничена, но с детьми её всё равно разлучили и поместили в приют 13-летнего сына и двух дочерей 9 и 6 лет. Формальным поводом послужило то, что женщина выпила поминальную стопку в день, когда узнала о гибели брата на СВО. Незадолго до этого умер от рака её муж. Когда смерть снова постучалась в дом и так убитой горем вдовы, органы опеки "добили"…
"Мы не хотим в детдом, мы хотим к маме": Новая жертва опеки из семьи участника СВО. О чём рассказал плачущий мальчик
О беде стало известно после того, как сын Валентины записал душераздирающее видео и в слезах умолял не забирать его с сестричками от мамы. Как рассказала Царьграду Валентина, опека взяла её в оборот после того, как она отсудила у администрации квартиру покойного мужа, которую тот получил за два года до смерти как сирота:
Мне сказали: "Наконец-то ты попалась! Ты отжала у нас квартиру, а теперь мы оставим тебя без жилья и без детей".
Валентина Аржакова вернула детей через полгода их пребывания в приюте// Фото из ТГ-канала "Ювенальные истории. Элина Жгутова"
"Телефон оставьте за дверью"
Валентину Аржакову характеризуют как заботливую и любящую мать. После того как видео с её сыном облетело соцсети, подключились юристы из организации "Иван-чай". Не было никаких законных оснований удерживать детей в приюте — их мать не лишена родительских прав и не просила их забирать. Но только когда подключился глава СК Александр Бастрыкин, вода под лежачий камень потекла.
Сложность в том, что в Якутии существует подзаконный акт, предписывающий решать вопрос возвращения ребёнка в семью через консилиум. Подобные регламенты, противоречащие федеральному законодательству, есть во многих регионах. С инициативой их отмены может выйти только прокуратура. Либо нужно решать вопрос на уровне правительства. А пока — уповать на милость комиссий.
В республике судьбу детей Валентины Аржаковой решал консилиум из семи человек: представители приюта и опеки, психолог, сотрудник ПДН. Последнюю, кстати, долго ждали. Когда она пришла, заставила многодетную мать оставить телефон за дверью якобы "в целях антитеррористической безопасности" и на повышенных тонах заявила, что детей не отдаст:
Можете жаловаться куда хотите!
В квартире многодетной мамы чисто и хватает места для всех детей // Фото предоставлено Царьграду
Докажи, что ты лучше приюта
Накануне заседания в квартиру Валентины Аржаковой пришли с проверкой и убедились, что там вполне комфортно. Решение вернуть детей принял Фёдор Петров — директор приюта "Харыскал", где они находились с 23 февраля. Спустя полгода разлуки семья наконец воссоединилась 29 августа. Бой — но пока не война! — за законность выигран. Теперь нужно защитить родительские права Валентины в суде — сейчас она ждёт рассмотрения своей апелляции об ограничении в правах.
Двое старших детей — школьники, и на уроки их теперь будет собирать мама, а не чужая тётя из приюта. Средняя девочка в сентябре отметит 10-летие — к счастью, дома, а не в казённом учреждении. Её брат, записавший спасительное видео, больше не плачущий мальчик — в новом ролике он улыбается и благодарит всех, кто помог вернуться к маме.
Но праздновать победу рано: слишком много семей прямо сейчас страдают от загребущих рук сиротпрома.
Сразу после решения консилиума дети вернулись из приюта к маме // Фото с ТГ-канала "Ювенальные истории. Элина Жгутова"
Новый приём сироптрома — стремительное усыновление
Например, в Саратове пытается восстановиться в родительских правах многодетная мать Анастасия Перевалова. Семерых детей забрали, потому что у неё сгорел дом. Мол, слишком бедна, чтобы воспитывать детей. Потом женщине начислили алименты, за неуплату которых посадили в тюрьму. Правозащитники пришли на помощь, когда ей грозил повторный срок: заплатили штраф, подали иск о восстановлении в правах, собрали деньги на аренду квартиры.
Четверо детей сейчас в приюте в г. Вольск, и ездить к ним в область — та ещё задача. Двое близнецов были отправлены под опеку в Дагестан (ещё дальше от матери!), а самый младший ребёнок — в Татарстан. Мать не виделась с ними очень давно.
У многодетной матери после пожара забрали семерых детей и за неуплату алиментов отправили в колонию-поселение//Фото предоставлено Царьграду
В суде старшие подтвердили, что попали в детский дом из-за пожара, что любят мать и хотят домой. Но решение по этому делу пока не принято. Поражает не только безжалостность и порочность системы сиротпрома, которая уничтожила многодетную семью и довела до тюрьмы мать, задушив её алиментами на семерых детей. Опека работает на опережение — троих младших детей в считаные дни усыновили опекунские семьи.
Сначала в мае произошло "блицусыновление" близнецов, которых у матери забрали ещё в роддоме. Опекуны стремительно оформили документы сразу после того, как стало известно, что Анастасия подала иск о восстановлении в родительских правах. За два месяца до того она подала заявление о том, что против усыновления детей. Игнорировать это органы опеки не имели права. Но это не остановило уже раскочегаренную машину сиротпрома, даже несмотря на то, что дело Переваловой прогремело на всю Россию и его взял на контроль глава СК.
Такой же фокус с мгновенным усыновлением, только с удвоенной скоростью, опека проделала с тем ребёнком, который был под опекой в Татарстане. В этот раз на "турбоусыновление" понадобилось всего пять дней. Прокуратура, судья и опека знали, что идёт процесс восстановления Анастасии Переваловой в родительских правах. И все должны быть знакомы с юридической нормой о том, что суд обязан приостановить производство по делу до решения по другому процессу. Однако экспресс-усыновление всё-таки произошло.
Желание родной матери не имеет никакого значения, если опека решила отдать детей на усыновление в приёмную семью//Скриншот заявления Анастасии Переваловой
"Подобные ситуации заслуживают своего Нюрнберга"
Руководитель правозащитного центра "Иван-чай" Элина Жгутова в беседе с Царьградом подчеркнула, что это уникальный по своему цинизму случай:
Такого вообще не бывает, мы в шоке. Представляете, мать восстанавливается в родительских правах, и в это время её ребёнка кто-то усыновляет. Просто на глазах. Ангажированность органов опеки налицо. Думаю, что подобные ситуации заслуживают своего Нюрнберга: на глазах живой матери рейдерят живого ребёнка.
Со слов правозащитницы, система опеки в нынешнем виде заточена не на сохранение семьи, попавшей в трудную ситуацию, а на то, чтобы её добить:
Никуда не исчез механизм наказания органов опеки, вот в чём дело. Они все боятся как огня 293-й статьи УК "Халатность". Дескать, лучше мы перебдим и всех детей отберём, чем потом сядем. Они прикрываются интересами ребёнка, но боятся за себя. И пока мы этот кнут не уберём, сиротпром будет процветать.
Есть и ещё один нюанс: детей становится меньше, а значит, охота за ними становится всё более ожесточённой.
Это как с природными ресурсами: кое-кто считает, что их у России слишком много — и давайте, значит, Байкал будет общий. Так и с детьми. Родился ребёнок в бедной семье. А богатые, которые делали аборты и стали бездетными, говорят: давайте-ка он будет наш. Всё очень просто: чем меньше детей, тем выше на них спрос. Закон рынка,
— подытожила Жгутова.
Что с того?
В случаях с "плачущим мальчиком" из Якутии и стремительно усыновлёнными детьми из Саратовской области есть общее — системное поражение в правах жертвы ювенальной юстиции. Многодетным семьям отказывают в презумпции добросовестности (они всегда виноваты, преимущественно в бедности!) и добивают их, пользуясь низкой юридической грамотностью простых людей. В России всегда было особое трепетное отношение к вдовам и сиротам. Поэтому то, что мы видим сегодня в "ювеналке", это точно не наше, а привнесённое с Запада. И небывалая скорость, с которой сиротпром рушит многодетные семьи, говорит об одном: отступать ювенальная юстиция не намерена.
Материалы отдела расследований "Первого русского" о том, как сиротпром рушит русские семьи, читайте ЗДЕСЬ.
Ждём вашей обратной связи — КОММЕНТИРУЙТЕ И ВЫСКАЗЫВАЙТЕ свою точку зрения на материалы Царьграда.
Не пропустите новые расследования "Первого русского".