Индейцы выгнали Маккейна со своей земли
Печально известному сенатору пришлось спасаться с мероприятия через черный ход, и до самого авто его преследовали разъяренные коренные американцы.
Джон Маккейн прибыл в резервацию навахо, чтобы провести мероприятие, посвященное памяти индейцев, принимавших участие во Второй мировой войне. Коренные американцы оказались непревзойденными шифровальщиками, а коды, основанные на языке навахо, – практически неуязвимыми для взлома. Очевидно, Маккейн хотел рассказать ветеранам и их потомкам, как Северо-Американские Соединенные Штаты высоко ценят вклад индейцев в общую победу. Правда, сами индейцы от такой милости белого человека были совершенно не в восторге.
Земля
Около полугода назад Маккейн в нарушение всех государственных и человеческих законов допустил промышленников в священные земли индейцев под названием Oak Flat. Многие поколения индейцев веками проводили здесь свои традиционные церемонии – посвящали молодежь во взрослую жизнь, хоронили своих родственников и т.д. В 1955 году президент САСШ Дуайт Эйзенхауэр официально признал зону частью аризонского заповедного леса Тонто (Arizona's Tonto National Forest) и запретил в ней какие-либо разработки полезных ископаемых. Это правило было нерушимым до тех пор, пока в конце 2014 года Маккейн не продал леса, которые являются национальным достоянием коренных американцев, горнодобывающим магнатам Rio Tinto и BHP Billiton.
В поддержку Oak Flat проводятся многочисленные митинги и акции индейцев племени апачей, на территориях которых он находится, в июле даже состоялась палаточная демонстрация у стен Капитолия. Но правительство остается глухим к голосу народа. Активист Protect Oak Flat («Защитим Oak Flat») предложил Маккейну сфотографироваться с карточкой в защиту леса, но тот отказался, а когда индеец все же сделал фото, на нем четко видно, что сенатор отдергивает руку от руки индейца, протянутой для рукопожатия. Есть и видео, на котором виден весь процесс. После фото с карточкой Protect Oak Flat Маккейн процедил индейцу сквозь зубы: «Уйди от меня».
Вода
Еще одно событие, которое не должно было добавить индейцам радости от приезда Маккейна. Незадолго до его визита в реки, протекающие через резервацию, выше по течению было сброшено несколько миллионов галлонов ядовитых промышленных отходов, в том числе мышьяка, свинца и ртути. Кроме того, воду отравляют рудники поблизости. Индейцы фактически остались без питьевой воды.
Этому предшествовало скандальное «урегулирование прав на воду». Урегулирование прав на воду было частью законодательства, введенного в 2012 году по инициативе Маккейна и бывшего сенатора Джона Кайла, и фактически требовало от племен навахо и хопи отказаться от своих прав на воду во всем «водоносном горизонте» навахо на неограниченный срок. В обмен государство предложило инфраструктуру, которая будет снабжать резервации чистой питьевой водой. Многие в общинах навахо и хопи не одобряли предложения изначально. Оказалось, не зря. Власть не сдержала своих обещаний, индейцы потеряли права на свою воду и не получили взамен ничего, кроме яда.
Огонь
Огромный черный джип сенатора на въезде в резервацию встречали активисты с плакатами «Защитим Oak Flat», «Маккейн – убийца индейцев» и «Маккейну здесь не рады». Это сразу задало не слишком дружелюбный тон мероприятию, чиновнику показали, что его лицемерию никто не поверит. После официальной памятной церемонии в честь навахо-шифровальщиков глава резервации попытался озвучить стоящие перед общиной жизненно важные вопросы и добиться от Маккейна внятного ответа. Обстановка накалялась, пока наконец сенатор не оказался посреди разгневанной толпы индейцев, громко и безапелляционно требующих решить их проблемы. А затем и просто: «Верни нам нашу воду!» и «Вон с нашей земли!» Чиновнику и его сопровождающим пришлось спасаться через запасной выход, однако все равно до самого авто за ними бежало несколько десятков кричащих женщин. Вдогонку Маккейну летели камни, грязь и мусор, вслед ему показывали непристойные жесты и выкрикивали оскорбления.
Всю дорогу до аэропорта сенатор был вынужден наблюдать коренных американцев, играющих на барабанах и поющих ритуальные песни против злых духов, с плакатами в защиту прав индейцев. Дабы не оскорблять взор «уважаемого человека» и «не мешать движению», полиция начала разгон мирных пикетчиков. По словам очевидцев, «патрульные машины ехали хаотично и опасно, будто хотели сбить кого-то из стоящих на обочинах». Кроме того, полиция пыталась спровоцировать агрессивное поведение митингующих, чтобы начать аресты. Один из пришедших поддержать защитников Oak Flat и права индейцев на воду, навахо по имени Ош Джонсон, привел свою 10-летнюю дочь. По его словам, офицер кричал ей прямо в лицо: «Уйди с дороги!» А когда отец сделал замечание полицейскому, тот сообщил, что арестует всех недовольных. «Когда я думаю обо всем, что Маккейн сделал, у меня на душе будто камень. Не хочу говорить «мне становится грустно», это именно очень тяжкое чувство, когда понимаешь, что у людей на госслужбе нет ни стыда, ни человечности. Ну почему на день шифровальщиков они прислали именно Маккейна, который сделал нам столько зла?» – продолжает Джонсон.
Воздух
Что же узнали рядовые американцы? Пресс-служба Маккейна опубликовала отчет о поездке, в котором говорится об «очень теплом приеме со стороны общины навахо». «Об изгнании из резервации не шло и речи, хотя было несколько молодых протестующих, их деятельность никак не повлияла на плодотворную встречу с лидерами общины, на которой обсуждался ряд ключевых вопросов», – добавляют пиарщики Маккейна.
Индейцы не собираются сдаваться и прекращать протесты. Их не пугает ни угроза ареста, ни возможная месть со стороны бизнеса и промышленников, ни даже смерть. «Мы защищаем свою землю. Если у нас отберут Oak Flat, у нас отберут часть нашей личной идентичности, наши корни. Мы не позволим этому случиться, – прокомментировала свои действия для телевидения одна из девушек-протестующих. – Мы будем стоять до конца, потому что так или иначе нас пытаются истребить. Так лучше погибнуть в борьбе гордой индейской женщиной, как умирали наши предки». Коренные американцы подают пример всему миру в борьбе за свои ценности, возможно, к ним стоит прислушаться и другим народам, которые считают себя более «цивилизованными», но отстоять свою идентичность не смогли.
Фото: tsargradmedia