Юрий Пронько: Нищета в отдельных регионах России достигла опасного уровня
Вариант Минфина - "уравнивание в нищете", которое приведет к дисбалансу бюджетов в "богатых" регионах страны, но не поможет решить бюджетные проблемы "бедных" областей и краев России
В России сложилась серьезная ситуация, когда разница в доходах самых богатых и самых бедных групп населения достигла критического уровня. Такой же разлом наблюдается и в региональном срезе. Например, в Иркутской, Псковской, Курганской областях за чертой бедности - каждая пятая семья. В Калмыкии, Ингушетии и Туве каждый третий житель располагает доходами ниже прожиточного уровня.
Регионов с уровнем бедности в 20 процентов и выше (от общего количества трудоспособного населения) уже десятки. При этом на помощь из федерального центра им рассчитывать не приходится. Фактически регионы переведены в режим выживания, когда властные полномочия не подкреплены необходимыми финансовыми ресурсами. Сейчас можно констатировать, что доля бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума выросла в неблагополучных регионах России до опасного уровня.
Депрессия - это не только психологический фактор для конкретного человека, для конкретной семьи, но это и характеристика положения дел в конкретном регионе, когда "беспросветность" демотивирует любые инициативы по изменению ситуации к лучшему.
Сейчас на федеральном уровне активно обсуждаются инициативы Минфина, которые сводятся к тривиальному рецепту: все забрать, а после - перераспределять. Причина: масштабный бюджетный кризис, который накрыл страну в этом году. Если в 2015-м на межбюджетные трансферты (читай, помощь регионам) было направлено 682 миллиарда рублей, то в 2016-м запланировано только 666 миллиардов рублей. Деньги немалые, при эффективном расходовании можно было бы вообще ликвидировать бедность в России, каждый гражданин с доходом ниже прожиточного минимума мог бы получать ежемесячное пособие в 3 тысячи рублей только за счет этих межбюджетных трансфертов, но...
В реальности бедные граждане получают лишь малую часть этих трансфертов: региональные чиновники находят им "более разумное применение". Деньги, предназначенные на социальные программы, используются не по целевому назначению. По данным Счетной палаты, сотни миллиардов "растворяются" по программам с сомнительной прозрачностью и эффективностью.
При этом на федеральном уровне ресурсов для "поддержания штанов" становится с каждым разом все меньше и меньше. И судя по проектам бюджета страны на ближайшие три года, ситуация будет только усугубляться. Только за последний год дефицит российского бюджета увеличился в два раза. Проиллюстрирую данный факт на конкретном примере: если в первой половине 2015 года дефицит составлял 798 миллиардов рублей, то уже в первом полугодии 2016 года он достиг уровня в почти 1,5 триллиона - 1429 миллиардов рублей.
Бюджетный, как следствие, и межбюджетный кризис обостряется и раскручивается семимильными шагами. Доходы российской казны в этом году значительно меньше прошлогоднего уровня, даже в номинальном выражении: 5,87 триллиона рублей против 6,62 триллиона годом ранее. И это данные только за первые 6 месяцев текущего года. Какими будут показатели по итогам третьего квартала, знает только Господь Бог.
Всем понятно, что сложившийся серьезный дисбаланс в бюджетных доходах российских регионов необходимо устранять - для укрепления их финансовой базы и решения проблем с долгами, но ясно и другое: кавалерийской атакой проблему, которая накапливалась десятилетиями, не решить.
Всю глубину существующей ситуации накануне обозначил президент России Владимир Путин: "Качество жизни людей, повышение их доходов, совершенствование социальной сферы, инфраструктуры напрямую зависят от состояния бюджетов регионов России, муниципалитетов. И конечно, полномочия субъектов федерации, местного самоуправления должны быть подкреплены соответствующими финансовыми ресурсами".
Последняя фраза носит фундаментальный характер. Если проанализировать ситуацию с доходами населения по регионам страны, то очень заметна дифференциация. В Москве, Петербурге, городах-миллионниках доля жителей с доходами ниже "черты бедности" минимальная. Более того, например, в Москве этот показатель даже снизился: с 9,6 процента в 2012 году до 9,2 процента в 2015 году.
В Санкт-Петербурге - схожая ситуация: доля бедных снизилась с 9 процентов в 2012 году до 8,1 процента в 2015 году. Кардинально иная картина - в проблемных регионах. В Псковской области доля бедных в кризис подскочила до 20 процентов. После уплаты всех платежей (от коммунальных услуг до покупки самых необходимых продуктов питания) у семьи из четырех человек (двое взрослых и двое детей) остается чуть более 500 "свободных" рублей. При этом на карте России появились регионы, где доходы ниже прожиточного минимума имеет каждая четвертая, а порой даже каждая третья семья. Во многих регионах уровень бедности подскочил почти на 30 процентов от докризисных показателей. И таких территорий десятки!
Ситуация крайне опасная, она может вызвать серьезные социальные волнения. Поэтому федеральные власти и озаботились межбюджетным выравниванием. Но - и это ключевой момент - не за счет федерального бюджета, в котором "дыры" закрывать становится все труднее, а за счет перераспределения доходов между самыми богатыми и самыми бедными субъектами федерации.
Уже сейчас Минфин предложил забрать у Москвы 1 процент налога на прибыль (это порядка 100 миллиардов рублей). Подобный подход особых восторгов у столичного руководства, конечно, не вызвал. Мэр Москвы Сергей Собянин уже заявил: "Чтобы сбалансировать бюджеты регионов, надо значительно сокращать расходы и мобилизовать доходы". Он добавил, что принцип "отобрать и поделить" ни к чему хорошему не приводит, что видно из истории страны.
"Я боюсь, что это как мертвому припарка, потому что, если будет продолжаться такая же динамика расходов, эти 100 миллиардов будут проглочены, и никто их не заметит", - заметил столичный градоначальник. Сложно с ним не согласиться: уже сейчас долг региональных бюджетов приближается к 2,5 триллиона рублей. Даже если у Москвы, крупнейшего мегаполиса России с 20-миллионным населением, в котором огромное количество внутренних проблем, заберут "стольник", ничего по сути своей это не изменит. "Уравнивание в нищете" - вариант, который проталкивает Минфин, приведет к дисбалансу бюджетов в "богатых" регионах страны, но не поможет, даже поверхностно, решить бюджетные проблемы "бедных" областей и краев страны.
Где и в чем выход из этой сложнейшей ситуации?
В кардинальном сломе нынешней финансово-экономической политики правительства и Центробанка. Вместо накачивания финансового рынка "излишней ликвидностью" (на помощь банкам было выделено более 800 миллиардов рублей, что значительно больше предполагаемой суммы, направляемой на помощь регионам!), необходимо направить эти "излишки" на трансферты и субвенции региональным властям. Второй рецепт - вернуть российские деньги (более 92 миллиардов долларов), направленные на помощь американской экономике (на покупку американских гособлигаций), в бюджет страны.
Этих средств будет достаточно на два-три года (а то и больше) безвозмездной помощи федерального центра регионам. Третий (пожалуй, самый важный) рецепт - необходимо стимулировать (налоговые преференции, прямое финансирование из федерального бюджета социальных выплат, льготирование фискальной базы и так далее) региональные власти к поступательному развитию подведомственных территорий. Стимулы для создания и открытия новых предприятий, новых рабочих мест, расширения налогооблагаемой базы - это фундаментальная основа для поступательного сокращения той гигантской разницы, которая сложилась в доходах самых бедных и богатых регионов России.
Предложение Минфина "забрать и поделить" - ущербная политика, которая приведет к выравниванию "средней температуры по больнице", к уравниванию российских регионов в нищете!