Кому нужен "пучдемониум" в Европе
Беглый лидер каталонских сепаратистов и его сторонники в Испании уже не так опасны для этой страны, так как их движение сдаёт позиции, но Карлес Пучдемон и его идеи сохраняют угрозу для других стран ЕС
Бывший лидер каталонских сепаратистов Карлес Пучдемон, бежавший от испанского правосудия в Брюссель и затем после ряда лихорадочных метаний по Европе "зависший" в Германии, уже не представляет опасности для Испании, так как Каталония разочаровывается в сепаратизме, но продолжает оставаться серьёзной угрозой для других стран-членов Евросоюза.
Как немецкий суд поддержал Пучдемона
Арестованному при пересечении датско-немецкой границы Пучдемону повезло, так как он оказался в руках правосудия страны, которая больше всего на свете боится, когда вспоминают её кратковременное нацистское прошлое. Берлину очень хотелось избежать впечатления, что из-за выписанного Испанией европейского ордера на арест в ФРГ появится "первый политический заключённый".
Поэтому Высший земельный суд Шлезвиг-Гольштейна оказался "на высоте": арестованный вышел на свободу под залог в 75 тысяч евро и не может покинуть страну до окончания следствия. При этом Германия пока не намерена выдавать Испании беглого политикана, так как прокуратура своё расследование ещё не завершила. Вариантов тут только два: либо экстрадировать лидера каталонских сепаратистов в Испанию, либо отпустить на все четыре стороны. Пока что раз в неделю Пучдемон обязан появляться в полиции и сообщать властям о смене своего местопребывания в Германии.
Всё это — мелкие неудобства по сравнению с тем, как на самом деле постарался для Пучдемона немецкий суд. Теперь, если беглеца выдадут Испании, её судебные власти не смогут предъявить ему самое серьёзное из трёх обвинений — в "подстрекательстве к бунту", — так как эта статья была сразу отклонена немецким судом как основание для экстрадиции. Немцы не нашли состава преступления и по статье "Госизмена", потому что у каталонских сепаратистов не было-де реальной возможности заставить капитулировать перед их требованиями правительство Испании.
Фактически немецкий суд совершенно обесценил и обвинение экс-президента Женералитета Каталонии в "растрате госсредств" на проведение незаконного референдума о независимости. Это обвинение увязывалось испанцами с обвинением в "подстрекательстве к бунту". А раз оно было в ФРГ отклонено, то доказать вину беглого политика "в растрате госсредств" будет для немецких прокуроров крайне сложно.
Испанские обвинения против Пучдемона фактически развалились в Германии, значит, для чего-то он ещё нужен. Фото: www.globallookpress.com
Таким образом, испанские обвинения против Пучдемона развалились в Германии, и он уже как бы ни в чём и не виноват. Полностью исключить его выдачу Испании по последней статье нельзя. Однако не факт, что экстрадиции в Испанию не захочет он сам. Немного посидеть в испанской тюрьме очень не помешает политику, чтобы попытаться восстановить свою былую популярность в Каталонии, померкшую после того, как он её попучдемонил и бросил.
Каталонский сепаратизм сдаёт позиции
Тем не менее вряд ли Испания очень сильно переживает по поводу решения немецкого суда. И, прежде всего, по вышеуказанной причине: каталонские сепаратисты в виде страдальцев Мадриду не нужны, ему вполне хватит дискредитировавших себя политиков Каталонии. Дело в том, что до каталонцев постепенно доходит, что сепаратизм — это тупик, что сепаратисты — это не способные между собой договориться ни о чём серьёзном политики, которые быстро уничтожат благосостояние региона, если оторвут его от Испании и отправят в свободное плавание.
Третья сила в кризисе вокруг Каталонии
На декабрьских выборах в регионе коалиция разномастных более-менее умеренных сепаратистов получила мизерное большинство в местном парламенте. Однако разочарование населения их неспособностью ни о чём договориться и твёрдость Мадрида уже привели к тому, что если бы выборы состоялись вновь, сепаратисты, согласно опросам, потеряли бы контроль над каталонским парламентом. Кстати, если политическим партиям Каталонии не удастся в ближайшие недели договориться по кандидатуре будущего лидера автономии, то этой весной там будут проведены новые выборы, которые вернут каталонский сепаратизм на своё место: кухни, кафе и бары.
Пучдемон как опасный прецедент для Европы
Однако для Европы в целом каталонский "майдан" вовсе не завершён, напротив, он превратился в приглашение.
О катастрофических последствиях решения немецкого суда для Европы пишет в комментарии в "Немецкой волне" (DW) её обозреватель Кристоф Хассельбах. Он видит в нём, прежде всего, две очень серьезные проблемы. Во-первых, разрушение веры в трансграничное сотрудничество в Европе, поскольку Мадрид запросил выдачу Пучдемона на основании европейского ордера на арест. Будучи результатом многолетних переговоров, он предусматривает, что государство, которому направлен запрос, по сути, отказывается от изучения правомерности ходатайства и просто должно его выполнять, поскольку априори все страны-члены ЕС признают себя правовыми государствами и доверяют друг другу.
Брюссель склоняет Мадрид к политическому харакири
Так вот, своим решением немецкие судьи подорвали это доверие. Во-вторых, они связали руки испанским коллегам, поскольку своим вердиктом сделали невозможным для них обвинять Пучдемона в организации мятежа, за что ему грозило до 25 лет тюрьмы. Так что намеренно или нет, но немецкие судьи "создали преюдицию в чисто внутрииспанском деле", связав тем самым руки испанскому правосудию.
И Хассельбах делает напрашивающийся из всего этого практический вывод:
Дорогие сепаратисты во всех частях Германии, которые до сих пор прятались, дерзайте! Берите пример с Пучдемона! Всяко стоит попытаться провозгласить независимую Баварию, Гамбург или государство лужицких сербов. По крайней мере, можете не очень-то бояться немецких органов юстиции. И вы, сепаратисты в других европейских странах — в Южном Тироле, на Корсике и где-либо ещё, — действуйте! Если что-то пойдёт не так, вам нужно будет только перебраться в Германию, Германия — ваша безопасная гавань!"
И это пугает
Вот это-то и пугает. Потерпев благодаря верно выбранной Мадридом тактике неудачу в попытках запустить процесс регионализации Испании как полигона для всего Евросоюза, сторонники уничтожения европейских государств во имя базирующегося на регионах супергосударства ЕС получили хороший судебный прецедент. А значит, могут попробовать теперь где-нибудь в другом месте. Там, где, как в ФРГ, окажутся покладистые судьи. Где власти поддадутся внешнему давлению и пойдут на переговоры со своими сепаратистами, начнут ориентироваться "на дух, а не на букву закона". В наши дни вообще это модно.
Кому это выгодно и чего ожидать
Увы, никуда не делась старая идея мондиалистов о том, что "государство слишком маленькое для человечества и слишком большое для человека". А поэтому да здравствует Европа регионов, которая будет лучше учитывать местные особенности и одновременно превратится в супергосударство, которому не будет грозить никакой Brexit.
Председатель Евросовета Дональд Туск не особенно скрывал свои симпатии к каталонским сепаратистам. Фото: www.globallookpress.com
Кому выгоден майдан в Каталонии
"Царьград" неоднократно писал, что, несмотря на формальную, весьма прохладную и поступившую с опозданием поддержку Испании в каталонском конфликте со стороны Брюсселя, там, как и в некоторых европейских столицах, где у власти находятся ставленники глобалистов, многие призывали Мадрид пойти на переговоры с бунтовщиками. Хоть это полностью противоречило испанскому законодательству, конституции и воле короля.
Испанию, несомненно, планировалось превратить в полигон для обкатки регионализации Европы. Проявивший мужество председатель испанского правительства Мариано Рахой и поддержавшие его ведущие политики королевства этого не допустили. Ничего, значит, кому надо, попробуют снова где-нибудь ещё. В Бельгии, например, или во Франции, Италии, Германии и далее по списку.
Почти в любой европейской стране есть обиженные регионы, а то и такие, которые когда-то были независимыми государствами вроде Баварии или Саксонии. Современная Вавилонская башня будет прочнее, если её построить не из больших блоков, а из блоков поменьше, которые уже из неё не вынуть. Что же касается региональной экзотики — всяких там танцев, костюмов и диалектов, — то это и есть самое лучшее прикрытие для этого идеального для Брюсселя проекта. И свою роль в этом Пучдемон до конца, похоже, ещё не сыграл, раз ему так помогают.