Налог на окурки: Вредную привычку обложат экологическим сбором
Ростом акциза на табак ценовая атака на курильщиков не ограничится. Власти вновь обсуждают введение экологического налога на сигареты. При этом производители табачной продукции уже выплачивают экологический сбор, а технология по сбору и переработке окурков еще используется.
Эксперты указывают: борьба - борьбой, но меру знать нужно. Новый налог будет способствовать уходу сектора "в тень" и стимулировать нелегальное производство, прогнозируют наблюдатели.
С 1 июля в России акциз на табак в России увеличился на 10% и, как уже писал "Царьград", это приведет к росту стоимости сигарет на 5 рублей, в среднем до 100 рублей за пачку. Сам акциз вырастет с 1562 рублей за тысячу штук до 1718 рублей.
Уже очевидно, что это не последнее повышение цен, которое ожидает курящих граждан. Минздрав настаивает на индексации акцизов на крепкий алкоголь и табачную продукцию ежегодно минимум на 10 и 20% в период до 2020 года. Ссылаясь на рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по увеличению акциза на табак до 70% розничной цены, в министерстве указали, что повышение цен на сигареты существенно снизит число курильщиков в стране.
Рынок выездного туризма накрыл новый кризис
Кроме того, ведомство оценило бюджетную выгоду: 800 млрд рублей дополнительных налогов. Правда, эксперты предостерегают: акциз до 70% привел к тому, что потери бюджетов стран Евросоюза составили в 2016 году более 10 млрд евро.
Минздрав этим не испугать: сразу после очередного роста акцизов ведомство предложило ввести в России табачный экологический налог.
Были бы окурки, а налог найдется
По данным "Коммерсанта", с предложением ввести экологический налог на сигареты Минздрав обратился 26 июня в письме к Минприроды. Сбор, по оценкам специалистов министерства, может стать дополнительной мерой улучшения состояния окружающей среды, ведь сборы планируется направлять на решение экологических задач. В Минздраве подчеркнули: выбрасываемые окурки от сигарет токсичны, а дым от сигарет содержит 70 видов канцерогенов. Окурки, подчеркнули в министерстве, попадают в основном в водоемы.
Фото: Thana Phetsatit/shutterstock.com
В письме в адрес Минприроды также содержится отсыл к мировому опыту. Например, уже существует положительный опыт США и африканских стран, где успешно применяются "сборы на окурки". Например, в 2016 году в Сан-Франциско было зафиксировано свыше $3 млн "окурочных" сборов. При этом потенциальная ставка отечественного налога в письме не указывается, вопрос на стадии разработки, уточнили в Минздраве.
"Новая реинкарнация инициативы для меня удивительна, - сказал "Царьграду" генеральный директор ассоциации "Табакпром" Андрей Межонов. Эта мера была предложена еще в концепции Минздрава на 2017-2022 годы (осуществление госполитики противодействия потреблению табака, - ред.), - И тогда ее не поддержала основная масса федеральных органов исполнительной власти".
Двойной удар
В Минприроды в очередной раз справедливо указали: производители табачной продукции уже выплачивают экологический сбор или занимаются самостоятельной переработкой отходов.
Новый налог станет двойной нагрузкой на табачных производителей, указали в пресс-службе Министерства. "Производители и импортеры сигарет в России уже платят экосбор. Средства от него направляются на строительство мусороперерабатывающих мощностей", - цитируем ведомство по ТАСС. При этом производитель или импортер упаковки может выбрать, заниматься переработкой самостоятельно или платить налог, указали в Минприроды.
Новый налог не вписывается в уже существующую систему, предупреждают эксперты. Как подсчитали в "Бритиш Американ Тобакко Россия", в нашей стране сигареты облагаются двумя видами налогов, а из средней цены пачки в 90 рублей государство получает 58 рублей налогов.
По мнению А. Межонова, речь идет исключительно о желании Минздрава еще больше поднять цены на сигареты через увеличение налоговой нагрузки, чтобы снизить их доступность. "Это по принципу, чем дороже, тем легче рапортовать, что доступность табачной продукции снижается", - указал он.
Фото: www.globallookpress.com
Немаловажен и другой нюанс: технологий сбора и переработки окурков пока нет, а значит, нет и предмета для налогообложения. При получении информации от Минпромторга о наличии соответствующих технологий, можно будет вернуться к обсуждению данного вопроса, указали в пресс-службе Минприроды.
23% - это много
Политика применения налоговых инструментов в борьбе с табакокурением приводит к росту нелегального рынка, предупреждают эксперты.
"Практика России показала, что с 2009 года мы почти в 400 раз увеличили налогообложение табака по акцизам, и при этом рынок уменьшился на 40%, - сказал в эфире НСН главный редактор отраслевого агентства "Русский табак" Максим Королев. - Но только 17% граждан бросили курить, а 23% перешли на нелегальную продукцию".
Слава Богу, нас услышали в правительстве: Голикова предотвратила аптечную провокацию Шувалова
По его словам, речь идет о подпольном производстве, продукция которого поставляется из Казахстана и Белоруссии, из дальнего зарубежья, "есть поставки из арабских стран". "Такие партии задерживаются сегодня уже эшелонами, по несколько фур сразу, говорит он. Объем нелегального рынка сегодня - 23%, это очень много". Любое повышение акцизов работает исключительно на перевод рынка в криминальную сферу, резюмирует эксперт.
Очевидно, что рост нелегального рынка провоцируется разницей в акцизной политике государств, указывают аналитики. Например, разница по ставке акциза в России и у партнеров по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) настолько значительна, что позволяет торговать с прибылью даже с учетом затрат на транспортировку.
По словам А.Межонова, "учитывая долю налоговой нагрузки, которая лежит на производителях табачной продукции, введение нового налога чревато". По его словам, основной проблемой табачного рынка является "перетекание" продукции из стран с низким уровнем акцизной нагрузки в регионы с более высоким. Речь идет о наших соседях – Белоруссии и Казахстане, подчеркнул глава ассоциации "Табакпром".
Фото: shinob/shutterstock.com
Новый налог только усугубит ситуацию, увеличит экономическую маржу такого производства и даст дополнительный стимул для дальнейшего развития этого явления, уверен А. Межонов.
Предполагается, что в борьбе с теневым сектором поможет обязательная цифровая маркировка табачных изделий. Кроме того, ужесточение штрафов за "незаконный табак" поможет хотя бы частично решить эту проблему отмечают сторонники усиления налогового бремени на отрасль. Так, по крайней мере, поступают во всем цивилизованном мире.
В мировом тренде
"Протокол ВОЗ о запрете незаконной торговли табаком ратифицирован уже в 40 странах", - рассказала "Царьграду" руководитель Центра проблем табачной зависимости, работающего на базе Института Сербского и Минздрава, Ольга Сперанская. Документ, подразумевающий огромные штрафы для нарушителей, вступит в силу в сентябре 2018 года. "Я надеюсь, что и Россия присоединится к мировому тренду", - отметила Сперанская.
Российский рынок интернет-покупок: Пришло время протекционизма
Это вполне вероятно, учитывая тот факт, что протокол является дополнительным инструментом к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака – документу, постулаты которого нашли отражение в российских антитабачных законах 2013 года.
Борьба с распространением табакокурения на мировом уровне идет сразу по двум направлениям, подчеркнула эксперт. С одной стороны, усиливается контроль за готовыми табачными изделиями, за их производством, качеством первичного сырья и компонентов, а с другой – ужесточаются меры за незаконное производство. По мнению О. Сперанской, двусторонний контроль повышает эффективность борьбы с распространением табака.
Если говорить о России, качество табака у нас в стране низкое, указала эксперт. Кроме того, мы отстаем от коллег в "понятийном поле". "Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что к табачным изделиям не приравняли греющийся табак, распространяемый в торговых точках, доступных для подростков, и абсолютно бесконтрольно", - указала госпожа Сперанская.
Таким образом, "догонять коллег" придется и по качеству, и по контролю, замечают эксперты. И тут главное – не переусердствовать.