Поместный Собор: Смерть во имя жизни
Сто лет назад Россию сотрясали не только революционные вихри, роковой 1917-й был отмечен не одним предательством царя и грызней безбожников за власть. В этот тяжелый и тревожный год Русская Церковь взяла на себя соборное мужество вернуться к своему изначальному устроению
В революционное лихолетье первоначально церкви не мешали. Пришедшие к власти либералы полагали, что раз в России кипит все сверху донизу, то вместе со всеми должны кипеть и «граждане попы». Возможно, ожидали обновлений, пропаганды якобинства вкупе с толстовством прямо с амвона (это только на первый взгляд взаимоисключающие понятия, верные же четко понимают, что суть у этих явлений - общая, и, кстати, роман Савинкова, где один из героев - бомбист, «веровал во Христа» и взрывал «ради любви» - к тому времени, кстати, уже вышел). Нужно отметить, что Святейший правительствующий Синод тогда ожиданий узурпировавших власть выскочек «не подвел», со дня мнимого отречения Государя прошло буквально несколько дней, а его постановлением уже было предписано во всех храмах поминать временное правительство. Назначенный же «временными» новый обер-прокурор тотчас же выступил с инициативой вынести царское кресло как «символ цезарепапизма», что без колебаний и было сделано.
Успение Русской Церкви
Посему и присутствию таких персонажей как Керенский и Авксентьев на Поместном соборе, собранном для того, чтобы решить, как жить во всей полноте Церкви в эпоху крушения традиционных устоев русского общества и практически повсеместного опьянения народа посулами политавантюристов, никто особо не удивлялся. Да и что греха таить, старые обиды за ограничение церковных свобод государством, банальная жажда реванша у некоторых далеко непоследних иерархов, да и заражение представителей священства розово-красным вирусом, ибо служители в Церкви были плоть от плоти заболевшего народа, ходили по тем же улицам, читали те же газеты, что и обыватели, тоже имели место быть среди его участников. Во всяком случае, на защиту монархии, как это, например, случилось спустя двадцать лет в Испании, Церковь в полноте своей не поднялась…
Но Господь любит свой народ. Даже когда жестко вразумляет. Не случайно, а очень даже промыслительно, Поместный собор был открыт в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском же соборе московского Кремля. Как в Успении своем Пречистая Дева не умерла, но преобразилась, оставила жизнь земную, чтобы уйти в Жизнь Небесную, к своему сыну и Господу Нашему, но при этом с тех самых пор всегда пребывать со всеми нами - малыми и грешными, Усердную Заступницей, так и Церковь начала новый этап преображения, перерождения, возвращения к истинным традициям, через боль, кровь, массовые расстрелы, ссылки и лагеря, но в своей подлинной славе.
"Я сам - убежденный монархист, ну при этом сейчас не многие вспоминают, что с 1701 года Петром Первым было упразднено каноническое управление Русской Церковью, и до 1921 года главой церкви считался царь, что, по сути, многие и называют тем самым пресловутым «цезарепапизмом», - прокомментировал историческое событие телеканалу Царьград председатель Союза православных граждан и главный редактор журнала "Православная беседа" Валентин Лебедев, - Конечно, у синодального периода и по сей день остается масса приверженцев, и тогда церковь тоже цвела, и являла плоды святости, но и об ущербности этого периода тоже довольно много сказано святыми отцами, в том числе и в ходе Поместного собора".
"Помню, как мне довелось прочитать соборные определения еще в конце восьмидесятых годов прошлого столетия в отксерокопированном виде, и как я был поражен тем, что я прочитал. На самом деле постпетровский период истории не настолько плодотворен для Церкви, насколько бы он мог быть, если бы Церковь не находилась в прямом подчинении у государства. И революционная ситуация, которая подошла к своему кровавому финалу в 1917 году, была обусловлена никаким не экономическим кризисом, как это нам объясняли в советское время и пытаются объяснять и по сей день, это ложь и миф. Страна как раз находилась на экономическом подъеме. Нет, произошедшее, прежде всего, обусловлено кризисом духовным, который назрел именно в силу подчиненного состояния Церкви, неверного ее устройства", - отметил он.
Внутреннее убранство Успенского собора Московского Кремля. Реставрация собора начнется в 2017 году и продлится более пяти лет. Валерий Шарифулин/ТАСС
Возвращение Предстоятеля
Безусловно, самым главным достижением Поместного собора явилось восстановление патриаршества. И нужно отметить, что инфернальный дух вольнодумства настолько проник в церковную среду, что и у этого решения были ярые противники среди церковных иерархов, некоторые из которых впоследствии составили костяк большевистских марионеток в рясах, еретиков-обновленцев. К сожалению, опьянение дьявольским зельем было столь велико, что некоторым пастырям хотелось, как в армии, на фронте постоянно «митинговать» и голосовать по всем важнейшим для Церкви вопросам. Однако чем это кончилось на фронтах и в армии мы прекрасно знаем. И, к счастью, голос истинных пастырей оказался решающим.
"Дело восстановления патриаршества нельзя откладывать: Россия горит, всё - гибнет, - говорил, выступая на Поместном соборе, архиепископ Астраханский и Царевский Митрофан (Краснопольский), - И разве можно теперь долго рассуждать, что нам нужно орудие для собирания, для объединения Руси? Когда идёт война, нужен единый вождь, без которого воинство идёт вразброд".
И Патриарх был выбран. Причем не голосованием, волей людской, бурлением массы, а промыслом Божиим, жребием вытянутым старцем у образа Владимирской Божией Матери после литургии и молебна в храме Христа Спасителя. Им, как известно, стал святитель Тихон Беллавин. У народа русского появился свой духовный вождь. Что в отсутствии государя стало для православного люда знаком свыше, что не закончена история Руси, что есть надежда на то, что вернутся благословенные времена и поруганные смыслы.
Когда орел поднимет вторую главу?
"Патриарх - это предстоятель перед Богом, который молится за русский народ, если нет предстоятеля, отсутствует полнота русского общества, - дал свою оценку прошедшему сто лет назад Поместному собору обозревателю телеканала Царьград участник боевых действий в Чечне, кавалер ордена Мужества и руководитель православного движения «Святая Русь» Иван Отраковский, - При Петре Первом, к сожалению, предстоятель был убран из церковной иерархии, и заменен светским лицом. Но симфония власти это, безусловно, Патриарх, отвечающий за чистоту Веры, и Царь, защищающий народ и Веру. В этом случае государство можно уподобить телу, которое накачивало мускулы, укреплялось, а Церковь - духу, которые не развивался, а был полностью подчинен телу. Потому-то государство начало духовно умирать и медленно приблизилось к революции. И, да, в самый отчаянный момент Господь дал нам Патриарха, но власть уже была безбожной, поэтому Церкви и России пришлось пройти через гонения".
По мнению Отраковского, в нынешние времена можно видеть, как восстанавливаются церкви, народ пусть медленно, но приходит к вере, но нынешнее правительство за его поступки трудно назвать духовным. А без этой симфонии, без Богом помазанного Государя нам никогда вернуть нормальной жизни в России, не достигнуть чаемой полноты.
"Что такое президент? - задается вопросом руководитель православного движения «Святая Русь», - Это менеджер по найму, перед которым ставятся задачи на ближайшие 4 - 6 лет. А Государь - не случайная личность, им должен быть только духовный человек, отец нации, который заботится о своем народе и знает, что за него ответит перед Богом".
На сегодняшней праздничной литургии в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы не случайно во всех русских церквях, во всех даже самых отдаленных уголках Русского мира, в том числе во время патриаршей службы в Успенском соборе московского Кремля, прошли молебны в честь святых отцов-участников Поместного собора, прошедшего сто лет назад. А также панихиды в честь российских новомучеников, потому как многие из участников соборов сподобились принять мученический венец. В том числе и архиепископ Астраханский и Царевский Митрофан Краснопольский, которого расстреляли уже в 1919 году, причем перед смертью он благословил пришедших убивать его красноармейцев, и те оказались стрелять, и тогда черное дело совершили чекисты, один из которых вырвал владыке клок бороды… По сути, был умучен арестами, заключениями, многочасовыми допросами и патриарх Тихон Беллавин, впоследствии прославленный в чине святителя.
На пике тяжелого исторического перелома Русская Церковь в полноте своей по целому ряду причин не сумела поддержать Государя. Что стало непростительной, роковой ошибкой. И прошла через горнило очистительных гонений, в которой путем страданий мучеников, укреплялся ее дух. Поэтому именно теперь, спустя столетие, крайне важно сделать правильные выводы, и дабы не допустить повторения новых катастроф, восстановить порушенную симфонию.