Сомнительный юбилей: Трудовые книжки отмечают 80-летие
Документ, который за время существования успел несколько раз стать анахронизмом, по-прежнему «живее всех живых»
Российская трудовая книжка – документ, от которого зависит устройство на работу, размер пенсии по старости, а не приведи Господь, и выплат по инвалидности, - 20 декабря 2018 года отмечает свое 80-летие. Возраст более чем солидный: достаточно сказать, что ни одна российская Конституция не протянула так долго. А потому имеет смысл задуматься, какова роль этого документа в нашей жизни и так ли он нужен уже в современном обществе.
Тюрьма в кармане
Россия, безусловно, одна из самых забюрокротизированных стран мира, но трудовые книжки изобрели не у нас, а во Франции. В XVIII веке чиновники решили, что это новшество поможет в борьбе с бродяжничеством. Европейские монархи имели моду преследовать бродяг: мол, те воруют, попрошайничают где ни попадя. Смысл такой политики, безусловно, не сводился к одному поддержанию общественного порядка. Основной целью было заставить простонародье работать за считанные сантимы на лордов, а людей, склонных к перемене мест, ставить перед перспективой виселицы или тюрьмы.
Минтруд готовит революцию в сфере применения трудовых книжек
Именно трудовые книжки и стали одним из способов ограничить мобильность масс. В России похожую роль сыграли паспорта для крестьян, введённые Петром I.
В XIX веке книжки распространились в Германии, Дании и некоторых других странах для контроля за рабочими и слугами. Англосаксонский мир, правда, отдал предпочтение рекомендательным письмам, которые предыдущие работодатели каждого садовника, гувернантки, домработницы – писали для следующих.
В целом к началу ХХ века развитие индустриального общества успело сделать трудовые книжки анахронизмом.
Советский эксперимент
Фото: www.globallookpress.com
Ситуация, однако, принципиально изменилась, когда в России произошла Октябрьская социалистическая революция. В 1918-м был принят Трудовой кодекс РСФСР, который, помимо прочего, предписывал и введение трудовых книжек, притом как раз в первоначальном качестве, в каком их задумали французские бюрократы. Правда, «неблагонадёжной» частью населения к этому времени уже успели стать прежние хозяева жизни.
«В целях осуществления основного начала Конституции РСФСР о том, что труд является обязанностью всех граждан Республики, впредь до издания декрета о всеобщей трудовой повинности - Совет народных уомиссаров постановляет:
Ст. 1. Ввести трудовые книжки взамен прежних удостоверений личности, паспортов и проч. в первую очередь для нижеследующих категорий граждан:
а) лица, живущие на нетрудовой доход, поступления с имущества, проценты с капитала;
б) лица, прибегающие к наёмному труду с целью извлечения прибыли;
в) члены советов и правлений акционерных обществ, компаний и всякого рода товариществ и директора этих обществ;
г) частные торговцы, биржевые маклеры, торговые и коммерческие посредники;
д) лица так называемых свободных профессий, если они не выполняют общественно-полезных функций».
(Декрет Совета народных комиссаров «О трудовых книжках для нетрудящихся»).
Местным властям было предписано минимум раз в месяц вносить в трудовые книжки записи о выполненных их владельцами работах. Туда же вклеивались продуктовые карточки и вносились отметки о налогах. Вскоре книжки стали обязательными для всех граждан старше 16 лет: без них было запрещено передвигаться по стране, а за их отсутствие штрафовали.
Документ стал органичной частью военного коммунизма и несколько лет позволял жителям «самого передового государства планеты» обменивать свой труд на небольшое количество продуктов и товаров первой необходимости.
Фото: www.globallookpress.com
С началом Новой экономической политики (НЭП) жёсткий контроль за поведением отдельных граждан оказался не столь актуальным. В 1923-м власти даже попробовали отменить трудовые, введя вместо них удостоверения личности. Правда, три года спустя партия осознала, что полное отсутствие контроля за перемещением кадров – тоже не комильфо, и, чтобы исправить ситуацию, придумала трудовые списки. Эти документы уже хранились у работодателей, а выписка из них давалась сотрудникам на руки только при смене места службы или работы.
Маятник качнулся в обратную сторону, когда страну возглавил Сталин. Вернувший русским крестьянам крепостное право в форме государственного рабовладения, генералиссимус не мог забыть и о рабочих. И вот 20 декабря 1938-го была узаконена система, действующая, в общем, и поныне. С 1939-го в стране была внедрена единая форма трудовых книжек. Штраф за её утерю составлял 25 рублей.
Смарт-контракты в блокчейне: Чем занимается ПФР во время пенсионной реформы
Дальнейшее огосударствление экономики, продолжившееся после Второй мировой, подарило трудовой книжке долгую жизнь. С 50-х по конец 80-х власти постоянно что-то меняли в правилах заполнения, хранения и учёта этих документов; тем не менее, основная схема – устроился на работу, сдал трудовую в сейф отдела кадров – оставалась без изменений.
Дважды анахронизм
Помимо СССР трудовые книжки получили широкое распространение в Третьем рейхе и фашистской Италии. Ни на что не намекаем – всего лишь констатируем факт.
В послевоенный период они использовались в странах социалистического блока, включая ГДР, и в государствах, живших милостью Москвы, вроде Вьетнама. Развал Страны Советов привел к тому, что бывшие сателлиты принялись избавляться от всего советского; отправились на свалку истории и трудовые книжки, оказавшись, таким образом, одним из немногих явлений человеческой культуры, которым довелось стать анахронизмом дважды.
В России же разговоры о необходимости прекратить использовать трудовые ходят минимум с конца 90-х. Однако до сих пор власти так и не решились с ними расстаться. Аналогичную привязанность к этому документу проявили лишь некоторые постсоветские республики, включая Украину.
Фото: FotograFFF / Shutterstock.com
За и против
Основное предназначение трудовой – подтверждение трудового стажа, от которого раньше зависел размер пенсии. Однако с 2001 года Пенсионный фонд РФ получает информацию обо всех официально трудоустроенных гражданах прямиком от работодателей. Более того: после серии пенсионных «реформ» пенсия россиян вообще стала зависеть во многом не от стажа, а от суммы взносов, выплаченных работником государству в надежде, что его в очередной раз не обманут.
Привычно рассматривается трудовая книжка и как «защита» от козней нанимателей. Трудовые договоры (договоры подряда, авторских заказов, различные контракты и пр.) в среде наёмных работников до сих пор не котируются так, как «оформление по трудовой». Сказывается инерция мышления и правовая незащищённость людей. Российские профсоюзы являются откровенно слабыми, услуги адвокатов в случае попадания в неприятную ситуацию – дорогими. Вот и считают граждане, что чем «официальнее» оформлены их отношения с работодателем, тем меньше у них шансов остаться без зарплаты или быть уволенными задним числом.
Между тем в ноябре 2018-го Верховный суд принципиально изменил порядок рассмотрения трудовых споров, признав жителя Симферополя сотрудником компании, где он даже не был оформлен. Иными словами, в современных условиях для защиты прав работников должно хватать трудового договора.
Фото: www.globallookpress.com
При этом для работодателей трудовая книжка была и продолжает оставаться средством давления на сотрудников. В случае конфликта с работником начальство вполне может внести в нее запись об увольнении по статье. Запись эту можно обжаловать, но только через суд.
Если трудовая неожиданно окажется утеряна, владельцу придется практически вручную восстанавливать все сделанные в ней записи. Для этого он должен будет обратиться во все организации, где прежде работал. Если предприятие к этому моменту прекратило существование, найти место хранения архивов может быть нелегко – если они вообще не были уничтожены (незаконная, но весьма распространённая в 1990-е и даже позже практика). Не лучшая ситуация для тех, кто всё-таки надеется однажды получить государственную пенсию.
Главные беды России – бюрократия и реформаторство
Отмена трудовых книжек принесла бы бизнесу и государству сотни миллионов рублей экономии. Тем не менее до сих пор этого логичного, казалось бы, шага не произошло.
Перспективы и альтернативы
О «скорой» отмене архаичного документа российские чиновники говорят систематически. В 2011-м замглавы Минздравсоцразвития Александр Сафонов обещал, что в 2012-м ведомство инициирует отмену трудовых; в 2014 году на фоне введения пенсионных баллов поползли слухи, что трудовые закончатся в 2017-м.
В 2016 году Госдума рассматривала законопроект «О внесении изменения в Трудовой кодекс РФ в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям». Одна из редакций документа предполагала разрешение небольшим предприятиям не заводить трудовых книжек на своих сотрудников. Однако в конечной редакции закона всё осталось по-старому.
В апреле 2017-го отмену книжек анонсировала вице-премьер Ольга Голодец.
Это будет очень плавный переход, – сообщила тогда высокопоставленная чиновница. – Так же, как мы ввели систему дистанционного труда, сегодня это записано и предусмотрено Трудовым кодексом, и теперь в развитие этой системы мы должны сделать электронный документооборот в трудовом праве.
О. Голодец. Фото: www.globallookpress.com
Агитировал за отказ от советского документа и глава Сбербанка Герман Греф, отмечавший, что страна живёт в состоянии хаотического законодательства, написанного ещё столетие назад. А глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявлял, что электронные трудовые можно без дополнительных затрат создать на базе портала Госуслуг.
Нет оснований не верить министру; однако отменить бумажные документы это в обозримой перспективе вряд ли поможет. Проблема состоит в том, что, подняв пенсионный возраст, правительство искусственно оставило на рынке труда миллионы людей, начавших свой трудовой путь задолго до 2001 года. Пенсии этих людей в значительной степени зависят от того, что написано у них в зелёных книжках. Так что теперь Россия стоит, в случае чего, перед риском получить две параллельные системы учёта: через заполняемые вручную книжки и через электронную базу данных.
Пенсия после смерти
По последним данным, Минтруд планирует ввести электронные трудовые в 2020 году, а от бумажных носителей полностью отказаться с 2027-го. Что ж: эти планы – не первые и, возможно, не последние. Учитывая историю последних 80 лет, не исключено, что трудовая книжка переживёт и эту инициативу, и само министерство.
Может, хватит кандалов?
Между тем, если смотреть на ситуацию с позиции гражданского общества и прав человека, сама идея трудовой книжки в реалиях XXI века выглядит неуместной и порочной. Кто дал государству и бизнесу право следить за гражданином в течение его жизни, создавать проблемы на ровном месте (трудовые, например, до сих пор используются для оформления загранпаспортов)? Среди развитых или успешно развивающихся стран давно уже нет ни одной, где использовались бы трудовые книжки. Хоть в бумажном, хоть в электронном виде.
Фото: Kittisophon / Shutterstock.com
Отсутствие трудовых книжек никак не мешает, например, бурному развитию Соединённых Штатов. Американские работодатели получают всю необходимую информацию о соискателе из его резюме. Там, где к контролю за персоналом предъявляются особые требования – например, в сфере финансовых услуг, безопасности, – компании проверяют правдивость резюме самостоятельно либо нанимают для этих целей специалистов из агентства, которые звонят по прежним местам работы соискателей.
При таком подходе никто не тратит миллиарды долларов на тотальный контроль; проверки проводятся, лишь когда они экономически оправданы.
Это тот самый случай, когда России стоит взять пример со своих западных противников. И граждане, и наша экономика от этого только выиграют.