Свобода слова или свобода глумления?
Каждый четвертый россиянин хоть раз сталкивался с оскорблением чувств верующих, показал опрос ВЦИОМ. При этом 73% опрошенных никогда не встречались с религиозными оскорблениями или проявлениями неуважения по отношению к верующим.
Православные замечают оскорбления в свой адрес не чаще, чем остальные россияне в целом. Опрос среди представителей других конфессий показал, что с проявлениями нетерпимости сталкивались 40% респондентов - больше, чем в целом по стране.
Большинство (68%) граждан уверены, что политкорректность и вежливость важнее, чем свобода слова. Примерно такое же число россиян (67%) готовы отказать художнику в праве на свободу творчества, если оно задевает чувства верующих. И лишь 27% опрошенных считают, что важнее всего свобода слова - человек может сказать все, что он хочет, даже если это заденет чьи-то религиозные чувства.
Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:
«Прежде всего, процитирую слова Священного Писания: "Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих". Возмездие, которое получили хулиганки, безобразничавшие в храме Христа Спасителя, и коллектив журнала, позволявший себе всяческие непристойности, подтверждает справедливость этих слов. Для журналистов "Шарли Эбдо" это возмездие даже оказалось смертельным.
Бог поругаем не бывает. Если меня оскорбят как священника - ну и ладно, что ж такого. Надеюсь, я это восприму спокойно, со смирением - от меня не убудет. А люди, высмеивающих веру в своих картинах, спектаклях, литературных произведениях, попадают под вышеприведенные слова Спасителя. Я никому не советую искушать Бога - это очень опасно для здоровья, а для загробной жизни так уж точно».
Священник Филипп ИЛЬЯШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент:
«Думаю, вопросы, которые затрагивают в этом опросе, свидетельствуют не столько о существующей проблеме, сколько об общем духовном кризисе. В духовно здоровом обществе (скажу сразу: наше российское общество я таковым не считаю, а уж тем более - западное) не будут задаваться таким вопросом - просто потому, что взрослым адекватным людям и в голову не приходит спрашивать, почему, например, нельзя справлять публично нужду на улице. Или, скажем, можно ли раздеться и ходить по залам музея, в чем мать родила. А то, что эта проблема поднимается, говорит о духовной незрелости и даже деградации нашего общества.
Как раз исторически существовавшая в России сильнейшая духовная традиция позволяла в должной мере быть великодушным религиозному большинству населения к религиозному меньшинству. И в то же время - бескомпромиссным и даже нетерпимым (мы знаем, что религиозное меньшинство, как и всякое другое, бывает агрессивным, и иногда эта агрессивность от идей переходит к каким-то безобразным действиям)».
Протоиерей Сергий РЫБАКОВ, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии:
«Позиция православных людей - видеть в каждом человеке образ Божий и понимание свободы, которая ему дана в своем собственном самоопределении по отношению к Богу. Поэтому у нас нет осуждения в адрес людей других вероисповеданий. У нас нет мнения, что иное вероисповедание делает человека неугодным Богу. Бог сам знает, кто ему угоден, а кто нет. Так что веротерпимость заложена в основе нашего мировоззрения.
Другое дело, что там, где нет правильного видения Бога, истины и понимания, что всякий человек - творение Божье, там исчезает и веротерпимость, возникает пренебрежение к людям. И это действительно свойственно людям малообразованным, что опрос и показал - потому что серьезное знание сближает человека с Богом.
То, что Запад отступил очень далеко от Бога, приводит именно к тому, что он стал не просто иноверным, а скатывается в область богоборчества и сатанизма. А в сатанизме вообще нет четких критериев и норм нравственности. Там чем безнравственней, тем лучше. И в первую очередь традиционные религии, которые в России давно сосуществуют, подвергаются нападкам, в том числе и от нашей прозападной либеральной общественности».
***
Свое мнение по опросу высказали и представители органов власти, большинство из них уверены, что мнения и взгляды всех народов и вероисповеданий России необходимо учитывать, в первую очередь, это относится к православному большинству. Некоторые парламентарии даже считают, что необходимо пересмотреть содержимое учебников, многие из которых составлялись в советское время и могут содержать оскорбительные для верующих обороты.
Виктор ШУДЕГОВ, Зампред Комитета ГД по образованию. Фракция "СР":
«Я считаю, нужно очень тщательно проанализировать все наши учебники, - по истории, по общественным наукам, - чтобы туда не закрались какие-то вещи, которые могут быть с обидой восприняты представителями того или иного этноса или приверженцами той или иной религии. Это очень важно для того, чтобы стабильность, которая присутствует сейчас в российском обществе, существовала и в дальнейшем. И в принципе нужно делать все возможное, чтобы не допускать в обществе никаких проявлений межконфессиональной или межнациональной борьбы. Ведь на почве такого противостояния возникают не только кровопролитные войны, но происходит и уничтожение культуры, духовности, разрушаются бесценные исторические и культурные памятники».
***
Конечно, чувства всех нужно уважать, но важно при этом не перегибать палку, отмечает другая сторона.
Олег Смолин, 1-й зампред комитета ГД по образованию. Фракция "КПРФ":
«Ну во-первых, ни поддержка западным обществом Pussy Riot, ни общеевропейская акция "Я - Шарли", восторгов у меня не вызывали. Я абсолютно уверен, что чувства верующих, как равно и неверующих, нужно уважать. Но одновременно очень важно, чтобы эта общая установка на уважение друг друга, нашедшая отражение в опросе ВЦИОМ, не превращалась в преследование людей с другими взглядами. В противном случае мы начнем запрещать в России Вольтера, письмо Белинского к Гоголю, и в конце-концов, сказку "О попе и его работнике Балде" Александра Сергеевича Пушкина.
Повторю, что уважать нужно и чувства верующих, и чувства не верующих. Кстати, никто иной, как Николай Бердяев, один из ведущих христианских философов, в свое время написал, что русский нигилизм ХIХ века в своих истоках был движим религиозными мотивами, возник на духовной почве православия. Нельзя также забывать, что Россия - государство светское. И когда под предлогом защиты чувств верующих запрещают или ограничивают проявления светской культуры - это я считаю недопустимым. Здесь необходимо искать разумное равновесие».
***
Напомним, что позиция западных стран в этом вопросе иная. Если по отношению к религиозным меньшинствам и к атеистам они в некоторых вопросах и проявляют подчеркнутый пиетет (и под этим предлогом вытесняют из публичного пространства христианскую символику как "оскорбляющую атеистов и людей нехристианских вероисповеданий"), то оскорбления чувств христиан почти всегда объявляются проявлением неприкосновенной свободы слова.
Московский Комсомолец (mk.ru), 13.08.15 (ВЦИОМ: Россияне поставили чувства верующих выше свободы слова, Лиза Дубровская).
Regions.Ru/Новости Федерации, 13.08.15(Не нужно делать из демократии "икону": мнения парламентариев).
Regions.Ru/Новости Федерации, 14.08.15 (Свобода слова - не свобода глумления: мнения священнослужителей).
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС/Фото ТАСС