"Тогда нам конец": Что будет, если заменить чиновников роботами? Вот вам честный ответ
Могут ли эффективные роботы заменить неэффективных чиновников? Как России наконец покончить с "унизительной зависимостью" от западных компьютерных технологий? Основатель компании, которая консультирует власти по теме инженерной и цифрой независимости, известный программист Павел Фролов ответил на эти непростые вопросы в интервью Царьграду.
Почему американский ИИ лучше всех остальных?
ЦАРЬГРАД: Павел, вы часто говорите об этой зависимости...
ПАВЕЛ ФРОЛОВ: Приходим к ним (региональным властям. — Ред.) спрашиваем: "Устали от унизительной зависимости?". Нам все отвечают: "Ой, устали. Пробовали уйти от неё, издали приказ организовать импортозамещение. Но всё равно как сидели на чужих технологиях, так и сидим — слезть не можем. Максимум, что удаётся сделать в условиях санкций, — завозить санкционное оборудование и софт через Казахстан". На вопрос: "А если завтра не получится завозить?" — отвечают "Тогда нам конец".
Частные компании завершили лишь 33% импортозамещения в IT, считает эксперт
ФОТО: Павел Фролов: "У обретения технологической независимости — 6 ступеней". Фото автора
Сегодня есть только одна страна, суверенная в части технологий и софта, — США. Все остальные даже наполовину не суверенные.
— А почему Штаты независимы?
— Потому что у них есть хорошая стратегия. Она называется "Стратегическая компьютерная инициатива правительства США" и была принята еще в 1980-е годы. В ней записано: что бы ни случилось в мире, Америка должна доминировать в области компьютерных технологий над всеми остальными странами, и все они должны именно американские технологии потреблять. Сейчас то же самое происходит с искусственным интеллектом. Почему американский ИИ лучше всех остальных? Потому что сколько надо денег вложить в его разработку, столько они и вложат, главное — доминировать. Таковы правила, которые они сами себе прописали.
Предел мечтаний программиста
— И что же в связи с этим делать?
— На самом деле, уйти от зависимости от американских корпораций позволяют открытые технологии, создаваемые глобальным сообществом Open Sourсе, объединяющим технологических энтузиастов всего мира. Они в противовес закрытым корпорациям вроде Microsoft создают решения, которые можно бесплатно и свободно копировать, распространять, улучшать. Если массово внедрять их на государственном уровне и учить им начиная с детского сада, то это и будет технологическая независимость.
У обретения технологической независимости — 6 ступеней. На первой — в детском саду ребёнок играет в технологии, на второй — начиная со школы их изучает. И вот на этом уровне во всех странах, кроме США, всё и останавливается.
Нас с детства обучают жить по готовым инструкциям. Вы технологию изучили? Чего вам ещё нужно? Теперь идите работайте обслугой — вам из-за рубежа всё пришлют: узлы для отвёрточной сборки, программное обеспечение и т.д. Потребляйте. Становитесь хорошими сервисными инженерами, интеграторами зарубежных решений — это должно быть пределом ваших мечтаний и реализации как специалиста.
А можно идти дальше. Но для этого необходимо то самое предварительное условие — технологии, которые вы начинаете изучать в детсаду или школе, должны быть открытыми.
Их ещё в 1985 году придумал американский программист Ричард Столлман.
Фото: Программист Ричард Столлман бросил вызов "цифровому рабству", в которое хотят погрузить человечество Гейтсы и Цукерберги. Скриншот со страницы stallman.org
Изучив открытые технологии, используя роботов, 3D-принтеры, станки с ЧПУ, дети на следующем этапе уже могут делать их копии. А после этого переходить на другую ступень — попробовать изобрести уже свои технологии, желательно тоже на базе открытых инноваций и платформ. Изобрели? Попробуйте теперь сделать свой бизнес, открыть стартап. И, наконец, последняя ступень — выйти со своим продуктом на экспорт. По нашим расчётам, на каждую из этих ступеней должно уходить примерно три года. Остается только немного подождать: дети, зашедшие в 5-7 лет на первую ступеньку, через 18 лет очень сильно многих удивят.
Роботизация и капитализм
— Наш президент не так давно поставил цель: Россия должна войти к 2030 году в топ-25 стран по роботизации. Насколько она выполнима?
— Это очень амбициозная задача. Почти подвиг. В первую очередь речь идёт о больших роботах, которые используются в промышленности. Сейчас промышленность получает их примерно 1500 в год. А чтобы войти в топ-25, она должна ежегодно пополняться 15 тысячами роботов. То есть их нужно в 10 раз больше! Потребуется сверхнапряжение всей индустрии, и ещё будет критически важна возможность объединяться всем игрокам. Боюсь, что в нынешней капиталистической модели, когда все друг с другом конкурируют, когда большая рыбка ест маленькую, а за этой большой уже плывёт, раскрыв зубастую пасть, третья — огромная рыба, рост продаж в 10 раз невозможен.
И второй момент — кадры. Чтобы роботы были эффективны, на каждого из них требуется 4 инженера — люди, которые его создадут, настроят, внедрят и будут на месте использовать. У нас сейчас таких инженеров в России готовят 3 тысячи человек в год. А надо готовить 60 тысяч — то есть необходим рост в 20 раз! Возникает вопрос, где взять столько преподавателей физики, которые подготовят таких инженеров, привьют детям любовь к этому предмету?
Чтобы роботы были эффективны, на каждого из них требуется 4 инженера — люди, которые его создадут, настроят, внедрят и будут на месте использовать. Фото: Ведяшкин Сергей/АГН "Москва".
И ещё надо держать в голове, что нам нужно развивать искусственный интеллект, для того чтобы вставить его в робота.
На данный момент задача, поставленная президентом, кажется невыполнимой. Но мы уже были свидетелями успешного решения невыполнимых задач. В 2003 году президент поставил цель удвоить ВВП ( по отношению к 1999-му. — Ред.) за 10 лет. Она тоже казалась несбыточной, но однако же получилось. Может, получится и с роботизацией.
Роботизация России - что о ней думает молодёжь? На "Форуме будущего - 2050" ребята взяли и сказали
России требуется 15 тысяч роботов в год. Фото: Asso/Shutterstock.com
— Почему важны человекоподобные роботы?
— Потому что мы живём в техносфере, разработанной за последние 12 тысяч лет двуногими двурукими людьми с десятью пальцами. И именно человекоподобные роботы смогут эффективно в такой среде функционировать. Это вопрос, может быть, не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Но нам уже везут человекоподобных роботов из Китая.
— Это можно рассматривать как вариант избавления от "унизительной зависимости"?
— Если раньше в России активно внедряли роботов из Германии и Японии, то теперь, поскольку это не удаётся, мы переходим на роботов из Китая. Но если эти роботы сделаны не по открытым технологиям, то унизительная зависимость от Китая немногим лучше чем от США, Японии и Европы.
Роботы вразумят чиновников
— В чём главный плюс от внедрения роботов и искусственного интеллекта для нашей страны?
— Главный плюс заключается в том, что человек может не выполнить приказ (например, потому что ему не понравился тон, каким начальник этот приказ сформулировал), а робот не может. Наша команда в своё время занималась информатизацией органов власти — делала решение для автоматизации муниципалитетов. У нас был консультант из бывших руководителей. Он покинул проект со словами:
Вас ждёт крах, потому что вы, создавая программу, исходите из неверной предпосылки. Считаете, что чиновники хотят исполнять свои обязанности, а это не так. Вы будете давать им регламенты, а они не будут их соблюдать, будете давать приказы — они будут их саботировать. Поэтому ваша система работать не будет.
С искусственным интеллектом и роботами всё совершенно иначе. И тому есть уже много примеров. В Петербурге одна команда, занимаясь информатизацией, заменила чиновников нейросетями и дала экономию в десятки тысяч человеко-часов. А другие чиновники сразу научились быстро и эффективно работать — составлять документы, оправлять письма.
Новая модель управления, в которой исполнителями становятся нейросети, подкреплённые роботами, приведёт к тому, что все поручения будут исполняться. И это, наверное, к лучшему. Ведь у нас есть много управленцев, написавших кучу всяких концепций, стратегий. Осталось только их претворить в жизнь. А в новой модели может оказаться, что они выполнимы не за какие-нибудь десятки лет, а например, за один день.
Главный плюс заключается в том, что человек может не выполнить приказ (например, потому что ему не понравился тон, каким начальник этот приказ сформулировал), а робот не может. Фото: phol_66 / Shutterstock.com