В Афганистане может назреть мир
В Москве ожидается встреча, на которой афганское правительство и талибы могут договориться о мире и разделе власти. Но США против
В тематике Афганистана назрела сенсация. От неё все старательно отмахиваются и тихонько задвигают под стол. Одновременно у всех на лицах каменные выражения: а что ненормального? Всё так и задумано!
Запрещённые в Москве – в Москве
Речь идёт о приглашении представителей запрещённого в России движения «Талибан» в Москву на встречу по Афганистану в так называемом «московском формате». При этом от признания Талибана террористической организацией и, следовательно, запрета, никто не отказывается.
Но и это – только одна часть сенсации. У неё есть и вторая половина. А именно: на помощь Москвы в организации переговоров с талибами рассчитывает… официальный Кабул. Воюющий с ними. У которого они только что едва не отбили крупный город Газни. И который и без того потерял в борьбе с ними от 40 до 50 процентов подконтрольной территории страны.
Впрочем, скорее всего, это обстоятельство и понудило недавно посла Афганистана в Москве Абдула Каюма Кучая прямым текстом призвать: «Россия сейчас тоже имеет контакты с «Талибаном». Кабулов говорит, что у России налажены связи с талибами. Если Россия действительно хочет помочь Афганистану, и у неё есть возможность убедить талибов сесть за стол переговоров с правительством Афганистана, чтобы решить все проблемы, это будет хорошо».
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, чрезвычайный и полномочный посол Афганистана в РФ Абдул Каюм Кучай и президент России Владимир Путин (слева направо). Фото: www.globallookpress.com
В переводе с дипломатического это означает, по сути: мы капитулируем, но просим обеспечить нам почётные условия для сдачи…
Похоже, что именно это и будет главной темой встречи в Москве, которая должна начаться 4 сентября.
Талибы и Кабул: диспозиция
Кабулов, упомянутый послом, - это специальный представитель президента России по Афганистану, директор Второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов. Совпадение фамилии с именем столицы Афганистана – чисто случайное: он русский дипломат, родом из Узбекистана. А вот совпадение имени с известным лозунгом нередко обыгрывается в материалах прессы – именно усилиями Кабулова сегодня производятся попытки замирения различных афганских противоборствующих сил. Прежде всего – правительства и Талибана. Ибо запрещённая в России группировка ИГИЛ в лице её здешнего «хорасанского вилаята» в качестве партнёра по установлению мирного процесса никем не рассматривается.
Фото: www.globallookpress.com
Более того: спорадически, но уже поступают сообщения о не рекламируемом, но реальном военном сотрудничестве талибов и правительственных войск в борьбе с «халифатом». Так, более 150 ИГИЛовских душманов сдались правительственным силам в провинции Джаузджан на границе с Туркменией – чтобы не попасть в руки теснившим их талибам. Вряд ли это была по-военному скоординированная акция, но без заранее обговорённого взаимопонимания тут явно не обошлось. Это отметит любой, кто представляет себе реальный Афганистан.
Афганистан решил примириться. Но вопрос войны и мира будут решать США
Между тем, похожие процессы происходят и в гражданской сфере. И происходят они по той причине, что во многих провинциях страны Талибан уже настолько плотно контролирует ситуацию, что местные власти реально координируют с талибами свои решения. Происходит это по-разному. Где-то Талибан выступает в роли «ночного правительства». А где-то, по компетентному свидетельству того же Замира Кабулова, создают параллельные органы власти и «даже при наличии официальной местной администрации зачастую являются ключевой силой». В недавнем интервью «Коммерсанту» он даже остроумно назвал эту ситуацию фактической «интеграцией» талибов в военно-политическую жизнь Афганистана:
Они контролируют уже более половины территории страны… присутствуют уже в большинстве провинций и… создают, по сути, параллельные органы власти (в том числе судебную систему), к которым афганский народ относится с большим доверием, чем к официальным. Так что, в этом смысле они весьма интегрированы в афганскую государственную жизнь.
Фото: www.globallookpress.com
В свою очередь, афганское правительство, к тому же раздираемое внутренними конфликтами (всё теми же, имеющими корни в противоречиях между пуштунами, не желающими отказываться от правящей роли, и таджиками и узбеками, требующими участия в правлении), похоже, смирилось с мыслью, что с талибами придётся делиться властью. Тем более что и они – пуштуны. И именно они в конце 1990-х годов сумели притоптать побеги узбекского и таджикского сепаратизма на северо-западе и северо-востоке страны соответственно. Но повели себя неумно, экстремистски, отчего и напоролись на жёсткое сопротивление не только притаптываемых, но и консенсуса мировых держав. После чего оставался один шаг до жестокого спектакля американских спецслужб с башнями Всемирного торгового центра и вторжения США на территорию Афганистана. Причём – поддержанного практически всеми.
Поумнели ли талибы?
С тех пор, утверждают специалисты по Афганистану, талибы заметно поумнели. Вернее, они, лишившись прежних суровых идеологических скреп и суровых прежних вождей, разошлись по фракциям. В одни пошли те, кто поумнее, в другие – те, кто не очень, в третьи – те, кто ничего не понял и ничему не научился.
А совсем конченые пошли в ИГИЛ.
Фото: www.globallookpress.com
Тут, правда, необходимо оговориться. Всё те же национальные разногласия и трения никуда не делись. И тот же ИГИЛ относительно силён в северных провинциях не потому, что там все такие уже экстремисты, салафиты и приверженцы всемирного ислама. Откровенно говоря, по качеству жизни тамошнему люду вряд ли до столь тонких материй как торжество Корана и сунны по всему миру. Но – тут живут узбеки и таджики, которым не всегда по пути с пуштунами.
Хочешь мира - готовься к «Талибану»: США саботируют попытки России запустить переговоры по Афганистану
Каковое разномыслие прорывается даже на самом высоком уровне, когда, например, президент пуштун загоняет вице-президента узбека в гостиницу, где тот защищается вооружённой силою, а потом удирает в Турцию. И когда приходят сообщения, что талибы штурмуют тот или иной районный или областной центр на севере страны, нельзя забывать, что на это без восторга смотрят местные национальные меньшинства.
Но если говорить об официальной политике «умных» талибов, то эта фракция заняла очень прагматичную позицию: подпитываемые Катаром, они требуют от правительства, чтобы то добилось от американцев твёрдого решения и точного графика вывода войск из Афганистана, тем временем подают сигналы миролюбия России и Китаю, не нападают на индийские бизнес-проекты в Афганистане и твёрдо удерживают своих людей от попыток сунуться в границы российской Центральной Азии. Они твёрдо заявляют о своих гарантиях пограничным центральноазиатским странам.
В таком раскладе неправыми остаются только американцы и… центральное правительство в Кабуле, которое, получается, жмётся за американскими штыками. Не исключено, кстати, что правильно делает, что прячется за ними, потому что о боеспособности правительственной армии без слёз говорить невозможно. Ну, тех, кто сочувствует Кабулу, имеется в виду.
И в этом смысле встреча между этими сторонами в Москве приобретает и вовсе важный политический и даже сакральный смысл. Если Москве удастся уговорить обе стороны решить дело миром – то есть чтобы Талибан не ликвидировал нынешние власти вовсе, а поделил с ними кресла в правительстве, – это будет эпическим деянием.
Но, скорее всего, не получится. Американцы будут против. Они – уже против. И в Москву не едут, хотя их туда и приглашали. И обосновали это простым доводом.
Всё равно ничего не получится, пообещали американцы.