Сталин уничтожил монархию и... сам стал царём: Михеев о секрете успехов Иосифа Виссарионовича
Год за годом, десятилетие за десятилетием русский народ показывает, что ему близка именно монархия. Даже Сталин, как ему казалось, уничтоживший монархию, сам стал царём. Об уникальном пути в эфире "Русской мечты" говорил политолог Сергей Михеев.
Политолог Сергей Михеев и заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора Константин Малофеев в эфире программы "Русская мечта" размышляли об уникальном коде и менталитете русского народа, а также о новой концепции, необходимой России для успешного развития. Собеседники пришли к выводу, что всё успешное в существующей модели можно описать одним словом - "квазицарствование". Константин Малофеев пояснил: совершенно ясно, что сегодня максимум вопросов завязаны именно на личности президента России Владимира Путина. Но как перенести проверенную временем модель в будущее, как развивать её дальше?
Сергей Михеев отметил, что он в общем и целом считает монархию наиболее близким для русского народа идеалом.
"Что касается вообще царствования как такового, могу сказать, что русский народ тяготеет именно к этому. Так было всегда. Вопрос только в том, как выглядит такая монархия в исторической перспективе - что на прошлом этапе, что сегодня, что в будущем. По большому счету свержение и убийство Николая Второго кончилось приходом другого монарха, но тирана. Этим тираном и фактически монархом был Иосиф Сталин", - подчеркнул Сергей Михеев.
Секрет популярности Сталина как раз в признаках, присущих монархии, согласились с этой позицией собеседники. Причём так было десятки дет назад, тем же объясняется популярность этого политика сегодня.
"В нём увидели монарха, тиранического монарха. Но это монарх, а никакой не генеральный секретарь, так сказать, ВКП(б), а потом КПСС. Никакой партийной демократии там никогда не было. Мне кажется, надо быть очень странным человеком, чтобы утверждать, что там была демократия или что-то в этом роде. Но именно поэтому он парадоксальным образом остается в памяти людей. И даже люди, которые проповедуют такие радикальные коммунистические убеждения сталинистского толка, сами себе боятся отдать отчет в том, что в нём они увидели царя".
По всей видимости, к идее возвращения к монархии партийные боссы пришли после свержения Николая II, поняв, что русский народ по-другому не может, продолжил Михеев.
"Николая II, которого многие считали слишком мягким, уничтожили. Вам слишком мягкий не понравился – получите сверхжёсткого и не плачьте по этому поводу. Сталин - монарх, это совершенно точно. Но даже Бориса Ельцина, который, мне кажется, ничего, кроме как разрушать, делать не умел, всё равно воспринимали как царя, и он себя периодически так и позиционировал. Когда Путину приписывают некое квазицарствование, я думаю, что в определённой степени согласен. Люди правы. Но в каком смысле? Тут даже не вопрос фигуры Путина конкретно, а некий архетип, основывающийся на историческом опыте. Именно в форме правления, когда государство выполняет серьёзные патерналистские функции, а люди, доверяя, могут и требовать, и состоит идеал. Это своего рода патернализм, где первому лицу доверяют, как отцу. Доверяют ему по-отечески. И он относится по-отечески к людям. Вот это именно то, что у русского народа, мне кажется, заложено как идеал", - подчеркнул Сергей Михеев.
Досье
"Новый проект Царьграда - цикл передач "Русская мечта" - это не литература и не интеллигентские мечтания, это политический проект. Причём главный политический проект нашей с вами страны", - заинтриговал во вступлении автор и ведущий передачи - заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора Константин Малофеев. Вместе с гостями в студии он постарается разобраться, о чём мечтает современная молодёжь и Россия в целом.