Расследования Царьграда – плод совместной работы группы аналитиков и экспертов. Мы вскрываем механизм работы олигархических корпораций, анатомию подготовки цветных революций, структуру преступных этнических группировок. Мы обнажаем неприглядные факты и показываем опасные тенденции, не даём покоя прокуратуре и следственным органам, губернаторам и "авторитетам". Мы защищаем Россию не просто словом, а свидетельствами и документами.
«Люди, события, факты» - вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Интересные сюжеты и горячие репортажи, нескучные интервью и яркие мнения.
События внутренней, внешней и международной политики, политические интриги и тайны, невидимые рычаги принятия публичных решений, закулисье переговоров, аналитика по произошедшим событиям и прогнозы на ближайшее будущее и перспективные тенденции, публичные лица мировой политики и их "серые кардиналы", заговоры против России и разоблачения отечественной "пятой колонны" – всё это и многое вы найдёте в материалах отдела политики Царьграда.
Идеологический отдел Царьграда – это фабрика русских смыслов. Мы не раскрываем подковёрные интриги, не "изобретаем велосипеды" и не "открываем Америку". Мы возвращаем утраченные смыслы очевидным вещам. Россия – великая православная держава с тысячелетней историей. Русская Церковь – основа нашей государственности и культуры. Москва – Третий Рим. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Семья – союз мужчины и женщины. И их дети. Желательно, много детей. Народосбережение – ключевая задача государства. Задача, которую невозможно решить без внятной идеологии.
Экономический отдел телеканала «Царьград» является единственным среди всех крупных СМИ, который отвергает либерально-монетаристские принципы. Мы являемся противниками встраивания России в глобалисткую систему мироустройства, выступаем за экономический суверенитет и независимость нашего государства.
Чилийская защита
Фото: Царьград
Политика США История

Чилийская защита

Сорок четыре года назад - 11 сентября 1973 года - в далекой южноамериканской стране Чили произошел военный переворот, прекративший грандиозный эксперимент по созданию общества демократического социализма, управляемого строго научными методами

О трагических событиях тех лет написано немало книг и статей, но некоторые страницы истории, непосредственно предшествовавшие «кровавому вторнику», до сих пор остаются малоизвестными. Прежде всего это относится к секретным планам и операциям спецслужб, которые сплели вокруг Чили невидимую, но плотную сеть. 

Нет страны чудесней Чили 

«В школе с детства нас учили – нет страны чудесней Чили», - пели романтические золотоискатели в старой советской рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Реальный Хоакин Мурьета, правда, никакого отношения к Чили не имел – он был мексиканским бандитом, промышлявшим в Калифорнии. Но у зрителей, правдами и неправдами попадавших в 1976 году в модный московский театр Ленком, не возникало сомнений, что речь идет именно о чилийском народном герое – ведь трагедия далекой южноамериканской страны еще была у всех на слуху. Всего три года назад в Чили произошел переворот, в результате которого погибло более 30 тысяч человек, а к власти пришла мрачная военная хунта во главе с генералом Аугусто Пиночетом. Советские люди искренне переживали за чилийских рабочих и крестьян, восхищались мужеством президента Сальвадора Альенде, погибшего при штурме президентского дворца Ла Монеда с автоматом Калашникова в руках, скорбели по-зверски убитому на стадионе певцу-коммунисту Виктору Харе, которому перед смертью переломали пальцы рук рукояткой револьвера. О том, что переворот 11 сентября 1973 года стал финальным аккордом в многолетней геополитической игре, которую вели в Латинской Америке советская и американская разведки, знали или догадывались очень немногие. А о том, как и почему советская разведка эту игру проиграла – знали и вовсе единицы. 

Чили – страна, протянувшаяся вдоль западного побережья Южной Америки на шесть с половиной тысяч километров. Золота и серебра, в отличие от соседнего Перу, здесь немного, зато в чилийских Андах полным-полно меди, в пустыне Атакама – залежи селитры, а плодородные долины – отличное место для ведения сельского хозяйства.

К середине XIX века Чили из живописного южноамериканского захолустья внезапно превратилась в энергичную и бурно развивающуюся страну, оттяпавшую приличные куски у северных соседей – Перу и Боливии. Сыграло свою роль и то, что в Чили переселялись не только жадные до индейских сокровищ испанцы, но и немцы с англичанами. Совместными усилиями они превратили Чили в одну из самых развитых стран Южной Америки. Но главным богатством Чили оставалось исключительно выгодное стратегическое расположение. Порты и военные базы на западном побережье страны позволяют контролировать значительный кусок Тихого океана. «Надо брать», - решили в Москве, и сделали ставку на марксиста и социалиста доктора Сальвадора Альенде. 

ЧилиЧилийская молодежь во время демонстрации в поддержку правительства Сальвадора Альенде. Фотохроника ТАСС

Операция «Лидер»

О том, как СССР помогал Альенде прийти к власти, известно до обидного мало. Едва ли не единственным источником является так называемый архив Митрохина. Василий Никитич Митрохин, скромный советский пенсионер, работавший архивариусом КГБ, после развала Советского Союза появился в британском посольстве в Латвии, где предложил купить у него огромный компендиум документов, которые он на протяжении многих лет копировал и выносил из подвалов Лубянки. Известная британская служба MI-6 очень заинтересовалась архивом, и оперативно вывезла его с подмосковной дачи Митрохина, где документы хранились в закопанных в землю бидонах из-под молока. Вслед за архивом покинул Россию и сам Митрохин, написавший впоследствии несколько книг на основе вывезенных в Лондон материалов (в соавторстве с профессором Кембриджского университета Кристофером Эндрю).

Вот в этих-то книгах и утверждается, что избрание Сальвадора Альенде на выборах 1970 года было осуществлено в рамках операции «Лидер». СССР, если верить Митрохину, потратил на избрание Альенде около 450 тысяч долларов США – по нынешним меркам деньги смешные, но полвека назад вполне солидные. 

С другой стороны известно, что в предыдущее десятилетие США вкладывали в противников Альенде куда более значительные суммы. Альенде, симпатизировавший кубинской революции, друживший с Че Геварой и Фиделем Кастро, навещавший кремлевских вождей в Москве и заигрывавший с троцкистами, был кошмаром Вашингтона. СССР и без того усиливал свои позиции в Латинской Америке. Если еще и в Чили к власти придут коммунисты, рассуждали в Вашингтоне, с Латинской Америкой можно будет распрощаться.

«Не понимаю, почему мы должны пассивно стоять и наблюдать, как страна становится коммунистической, только потому, что ее народ столь безответственен!» - заявил советник президента Никсона по национальной безопасности Генри Киссинджер на совещании в Белом доме 27 июня 1970 года. 

Особенно щедро спонсировали американцы противников Альенде в середине шестидесятых годов прошлого века. Тогда в США был создан некий внеправительственный орган. Его названия постоянно менялись – на финальном этапе это стал «Комитет 40», куда вошли директор ЦРУ, представитель Объединенного комитета начальников штабов и советник президента по национальной безопасности. По каналам этих комитетов в Чили вливались – в оппозиционные Альенде партии и группы – миллионы долларов. Однако если в 1964 году эти вливания помогли не допустить Альенде к власти, то в 1970 году эта схема не сработала, да и денег скуповатая администрация Никсона выделяла значительно меньше («Они заставляют меня бить Альенде пустыми руками!» – негодовал директор ЦРУ Ричард Хелмс).

Инвестиции КГБ оказались эффективнее, а советская разведка профессиональнее. Если предположить, что данные Митрохина об операции «Лидер» верны, то ее должен был курировать Николай Сергеевич Леонов, ныне генерал-лейтенант КГБ в отставке и легенда советской внешней разведки. Миссию свою Леонов описывал так: «Я работал против США с глубоким убеждением, что делаю доброе, угодное Богу дело, защищая свою страну и помогая десяткам других народов, на себе испытавших когтистую лапу американского орла». 

ЧилиФидель Кастро и Сальвадор Альенде, 1971 год. Фото: www.globallookpress.com

Генерал Леонов, по понятным причинам, не вдается в детали борьбы с «когтистым американским орлом», а вот Митрохин и Эндрю описывают события в Чили весьма красочно. 

В один прекрасный день секретарь, и по совместительству любовница Альенде, Мириа Контрерас Белл (оперативный псевдоним «Марта») доложила своему шефу, что с ним хочет познакомиться один русский товарищ. Русского звали Святослав Кузнецов, он был одним из лучших оперативников КГБ в Латинской Америке, специально прибывшим в Сантьяго из Мексики. «Товарищ Альенде, – якобы заявил Кузнецов, – я привез вам деньги, так необходимые для политической борьбы. Вот эти 400 тысяч – на нужды Компартии, а эти 50 тысяч – лично вам. А теперь давайте обсудим неотложные реформы, которые вы начнете, став президентом...» 

Так это или нет – достоверно известно станет нескоро. Но информация из открытых источников подтверждает пристальный интерес советской разведки к Чили и Альенде как вероятному президенту этой страны.

Конечно, нельзя сводить всю сложную политическую борьбу в Чили к противостоянию двух спецслужб. Но вклад СССР – как и его верной союзницы Кубы – в победу кандидата-социалиста Альенде все же был очень велик. По итогам выборов Альенде победил своего самого опасного соперника Хорхе Алессандри, получив всего на 1,3% голосов больше.

Ночью 5 сентября 1970 года Сальвадор Альенде обратился к своим сторонникам с балкона со словами: «Я буду не просто еще одним президентом. Я буду первым президентом первого подлинно демократического, национального и революционного правительства в истории Чили».

Казалось, СССР выиграл чилийскую партию. 

Реформы и реакция

В интересной книге историка и дипломата Николая Платошкина «Чили 1970-1973. Прерванная модернизация» подробно описываются реформы, которые демократическое правительство страны проводили в первые годы после победы Альенде на выборах. Архитектором реформ стал самый авторитетный чилийский экономист этого периода профессор Педро Вускович – убежденный кейнсианец, считавший, что рецепты «нового курса» Рузвельта подходят и для оздоровления чилийской экономики. В первую очередь следовало повысить зарплаты и социальные пособия, затем национализировать меднорудную промышленность и те предприятия, владельцы которых будут сопротивляться реформам. За счет кейнсианской политики предполагалось продержаться год-два. За это время должен был быть создан мощный госсектор – как путем национализации, так и за счет перехода банковского кредита под государственный контроль. Вускович рассчитывал и на международные кредиты, причем и американские, и западноевропейские, а также и на помощь соцлагеря.

РеволюцияМолодые рабочие и студенты на демонстрации в поддержку правительства Сальвадора Альенде в Сантьяго. Фотохроника ТАСС

Многие пункты этой программы были выполнены в первый год пребывания Альенде у власти. Рабочим и сотрудникам сил безопасности были повышены зарплаты, а зарплаты высших чиновников (включая самого президента) и топ-менеджеров госсектора – значительно урезаны. Было введено бесплатное медицинское обслуживание для малоимущих. Каждый чилийский ребенок стал получать пол-литра молока в день – бесплатно. Быстрыми темпами росло жилищное строительство – это не только обеспечило жильем чилийцев, но и позволило сократить безработицу. Были заморожены и снижены цены на электроэнергию, газ и автотранспорт.

«Меры кабинета Альенде, – пишет Платошкин, – немедленно дали самые позитивные результаты. Рост цен остановился уже в декабре 1970 года. В течение первых четырех месяцев 1971 года инфляция выросла всего на 5,8%, или одну треть от обычного уровня конца 1960-х годов, – на такой успех не надеялся и сам Вускович. С 1 января 1971 года правительство установило максимальные цены на пшеничный хлеб, причем снизив их, и он стал доступен большинству чилийцев. Многие рабочие стали есть мясо и впервые в жизни смогли позволить себе относительно неплохо одеться».

Однако самое интересное и необычное нововведение Альенде относилось к сфере управления. Речь идет о кибернетической системе по управлению экономикой страны, получившей название Cyberstrider, или Киберсин. С предложением о создании информационного комплекса для управления экономикой чилийское правительство обратилось к известному английскому кибернетику Стаффорду Биру. Бир согласился и переехал в Чили для разработки системы.

Киберсин представлял собой информационную сеть – Cybernet – объединявшую 500 чилийских предприятий с помощью телексов. Вся информация в реальном времени поступала в комнату управления в президентском дворце Ла Монеда в Сантьяго. Было предусмотрено четыре уровня управления и алгедоническая обратная связь. Бир исходил из того, что управляющая система, в принципе, не может обработать весь массив информации о текущем состоянии объекта управления, поэтому для упрощения управляющая система принимает от объекта управления только сигналы хорошо/плохо. Если проблема не разрешалась на низшем уровне за определённый промежуток времени, то автоматически происходила её эскалация на более высокий уровень принятия решения (до глобального).

Когда в 1972 году в Чили забастовали дальнобойщики (50 тысяч водителей!) правительство Альенде с помощью Киберсина организовало снабжение Сантьяго продовольствием, используя всего лишь 200 грузовиков, чьи водители остались верными Народному единству.

Это уже походило на будущее, которое описывали в своих романах советские писатели-фантасты 1960-х годов. И что самое удивительное – это работало!

(Продолжение следует)

Дзен Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также:

Закат Евросоюза "Шоубиз-дыра" за наш счёт. Как экстрасенсы и блогеры-пошляки стали "народным достоянием". Утекают миллиарды "Униженный Мадуро даёт интервью". В Венесуэле госпереворот? Табу по атакам на президентов больше нет. Цели известны Предательство элит снесло Мадуро за 30 минут. Урок для русских. Диверсия готовится там, где не ждали "Захват Мадуро был операцией прикрытия": Реальная цель – его жена? Кто такая Силия Флорес

У вас есть возможность бесплатно отключить рекламу

Отключить рекламу

Ознакомиться с условиями отключения рекламы можно здесь