Ослабление рубля: Кто выиграет, а кто проиграет
Сегодня Центробанк был вынужден впервые за последние два года установить официальный курс выше 80 рублей за евро. Данный уровень на Мосбирже был достигнут накануне. «Американец» также подорожал по отношению к российской национальной валюте и пробил уровень в 69 рублей.
Очевидно, что на внутреннем валютном рынке работает серьёзный игрок (игроки?), который преследует цель дальнейшего ослабления рубля. Конечно, на нацвалюту влияет и внешний периметр, где также замечена высокая волатильность, но эксперты, опрошенные «Царьградом», сходятся во мнении, что ключевая роль в обвале рубля принадлежит Минфину и Центробанку России.
«Внешнюю игру-то мы видим, - комментирует Царьграду происходящее эксперт комитета Госдумы по финансовому рынку Ян Арт. - Но колебания внешней игры несравнимы с колебаниями, которые мы, в целом, имеем за последние месяц-два. Поэтому кивать только на них тут точно не приходится».
Аналитик считает, что заявление Минфина (о рекордном уровне скупке иностранной валюты в сентябре – ред.) однозначно сработало, «более важно сработало, чем то, что происходит в торговой войне между Америкой и Европой. 72-73 рубля за доллар – это реальный курс, который не за горами. С одной стороны, его не надо пугаться. С другой стороны, мы видим такую сейчас мягкую депрессию рубля. И, я думаю, она будет продолжаться».
Нефтяники vs бюджет: Минфин не готов «оправдывать» льготы отрасли
С экспертами не согласны те, кто все последние годы активно способствовал либерализации валютного рынка. Так, бывший председатель Совета директоров Мосбиржи, а в настоящее время глава Счетной палаты России Алексей Кудрин заявил, что на волатильность рубля влияет ожидание нового пакета антироссийских санкций со стороны Вашингтона, а также так называемое «дело Скрипалей», которое активно разыгрывает Лондон, чтобы мотивировать Запад к новому «походу против Москвы».
То, что антироссийская «шизофрения» США влияет на курс рубля, согласен и первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Однако чиновник добавляет к этому фактор нестабильности на развивающихся рынках. Глава Минфина указал на высокую валютную волатильность в Турции, ЮАР и Аргентине. По мнению господина Силуанова, системные инвесторы стараются уходить с развивающихся рынков, перекладываясь в американские госбумаги и доллар.
Фото: www.globallookpress.com
На Неглинной согласны с Минфином: волатильность и падение рубля увязаны с «эффектом заражения» от финансовых рынков Турции и Аргентины, а также планов по введению новых санкций со стороны США.
Доводы чиновников выглядят логичными, но открытым остается вопрос, зачем Минфин и ЦБ провоцируют рубль к пробиванию очередного «дна». Ведь с начала 2018 года российская национальная валюта просела по отношению к доллару на 23%. Ответ, по мнению аналитиков, очевиден - так легче затыкать «дыры» в бюджете страны.
«Я боюсь, что все идет к этому, и это очень неприятно для экономики. Потому что легкая девальвация даже на пользу, а вот серьезная девальвация ставит под вопрос инвестиционные горизонты», - подчеркнул в беседе с Царьградом господин Арт.
Очевидно, что нестабильность нацвалюты приводит к тому, что бизнес перекладывается из рублевых активов в доллары и выводит средства из российской юрисдикции. Так, только за первый квартал этого года в офшоры из нашей страны было выведено более $17,2 млрд, что в 6,3 раза больше, чем за предыдущий аналогичный период.
«Думаю, это реакция на рецессию российской экономики, на то, что разговоры о развитии ее остаются разговорами, - подчеркнул эксперт Комитета по финансовому рынку российского парламента. - Капиталу, с одной стороны, здесь неуютно, с другой стороны, там неуютно. Но, видимо, между этими двумя неуютностями выбирается все-таки неуютность офшорная. Это первое.
И очень плохой признак, потому что это означает, что это вопрос не только вывода денег, а то, что этот капитал не видит возможности преумножать себя в России. Нет точек приложения. Это зачастую не просто страх и не только некие «серые» недобросовестные участники, которые не очень хорошие деньги хотят вывести. Это ведь еще и сигнал, скорее всего, что не видят точек предложения».
Фото: Peyker/shutterstock.com
Наблюдатели хорошо помнят, что с тех пор, как ЦБ стал мегарегулятором, процесс оттока капитала из России пошел вспять, однако сейчас «плотину прорвало». Это связано, в том числе, и с новой волной нестабильности рубля, которую мы сегодня наблюдаем.
«Минфин, на мой взгляд, делает такую политику (скупает иностранную валюту – ред.) даже не для бабушки, потому что у бабушки нет денег на доллары, а такую обывательскую политику закупиться долларами на случай чего, потому что, просто, простите, тупо позже обменяем их на большее количество рублей и покроем некий объем бюджетных расходов», - уверен Ян Арт.
Почему ЦБ и бизнес резко увеличивают вывод капитала из России
В Минэкономразвития заявили, что в следующем году рубль вновь вернется в ситуацию равновесия и будет торговаться на уровне 62-63 рубля за доллар. Гадание на валютной «гуще» дело неблагодарное, но очевиден тот факт, что девальвация рубля, наполнение бюджета денежными средствами происходит во многом за счет покупательной способности граждан. То есть каждый из нас платит из своего кошелька дополнительные деньги, которые ведут к сбалансированности бюджета, но к дисбалансу собственных доходов и расходов.
Выступая накануне в Вашингтоне в штаб-квартире МВФ, глава российского ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что ей неоднократно приходилось сталкиваться с публичными претензиями. «Один известный предприниматель как-то спросил меня, не из космоса ли прибыло руководство Центрального банка и не пора ли нас послать обратно», - рассказала она.
Эльвира Набиуллина. Фото: www.globallookpress.com
Тем не менее, жесткая политика ЦБ сохранится и в дальнейшем. Она необходима «для обеспечения контроля над текущими внутренними и внешними инфляционными рисками», заявила госпожа Набиуллина. Но эта «жесткость» не коснётся стабильности рубля, где «рынок, а не регулятор определяет реальный курс валюты».
Чтобы убедиться в том, что это неолиберальная сказка, достаточно посмотреть на торги Мосбиржи 24 августа, когда на скупке Центробанком рубль серьезным образом просел, а после заявления регулятора о прекращении интервенций резко укрепился.