Россия может проиграть битву за Арктику. Потому что не хочет в неё включаться
В России нет денег для того, чтобы её представители защищали в ООН экономические права на арктический шельф. Копеечная экономия завтра обернётся потерями триллионов рублей
США должны «активизировать свою игру" в Арктике, вывести её «на новый уровень». В этом у министра обороны Америки Джеймса Мэттиса «нет никаких сомнений», как заявил он в интервью агентству Reuters. Почему? Да потому, что «реальность такова, что нам придётся столкнуться с освоением Арктики... И она начнёт быть доступной не только для транспорта, но также и для разведки энергоносителей», - подчеркнул он.
США: Арктику у России пора конфисковать
Руки коротки? Но если у других они вовсе спрятаны в карманах…
Конечно, в реальности слова главы Пентагона немногого стоят. Как говорят те же американцы, он в данном случае - under position. Потому что у США в Арктике – лишь один древний маломощный ледокол. А новый их береговая охрана ждёт только в 2023 году. И весь ледокольный флот США в лучшем случае будет насчитывать всего 6 единиц – если все нынешние планы исполнятся.
В то же время Россия в Арктике уже имеет не просто ледоколы, а корабли, способные быстро преобразовываться в боевые. Базы на арктических островах хороши, а войска, на них размещённые, функциональны. Снабжение налажено. Сиди и радуйся, видя, что у американцев руки в регионе коротки вообще для всего.
Российская арктическая база. Фото: www.globallookpress.com
Вот, собственно, это и происходит. Точнее, как рассказал Царьграду один хорошо информированный в арктических темах сотрудник одного из научных институтов, два российских представителя и рады были бы не сидеть на месте, а жёстко и комплексно проводить в ООН лоббистскую работу по защите национальных интересов в Арктике. В чём они заключаются, Царьград писал не раз: самое главное – защита нашей заявки на приращение морской экономической зоны за счёт шельфа.
Россия обживает Арктику: Шойгу отчитался о рекордной застройке
Имеется в виду то положение морской конвенции ООН, которое позволяет распространить экономические права государства на акваторию дальше 200 морских миль от побережья. Одно условие: государство должно доказать, что шельф под этой акваторией является продолжением берегового шельфа. Проще говоря, если говорить конкретно об Арктике, России надо доказать, что хребет Ломоносова – продолжение её шельфа и вообще её геологической структуры.
Между тем, доказать это на автомате не получится. Точно так же датчане считают хребет продолжением Гренландии, а значит – своей территорией. Канадцы, которые вообще зубами скрипят при одном имени России, настаивают на своих правах. А с точки зрения геологии, то есть науки, принадлежность шельфа неочевидна.
Как рассказывал несколько лет назад заместитель директора Института океанологии имени Ширшова РАН Леопольд Лобковский на заседании президиума РАН (он как раз тогда вернулся после комплексной экспедиции, обследовавшей арктическую геологию в интересах российской заявки в ООН, где координировал работу институтов РАН), тектонические движения в регионе были очень сложны. И, по большому счёту, можно сказать, что это Чукотка к Сибири приплыла, а не шельф продолжился от Сибири до Гренландии.
Арктика из космоса. Фото: www.globallookpress.com
Двигалось всё, и теперь надо убедить всех в правильности модели этого движения
В тех экспедициях – и вообще в массированных геологических исследованиях – русским учёным удалось построить убедительную с научной точки зрения физическую модель перемещения блоков земной коры, показать глубинный механизм их движения и благодаря этому объяснить происхождение основных тектонических структур дна Северного Ледовитого океана.
Как рассказывал Леопольд Лобковский, хребты Ломоносова и Менделеева «120 миллионов лет назад были соединены с Баренцевоморской окраиной, затем они стали отползать от неё». Из-за этого в тылу у них образовались котловины Подводников и Макарова. А дальше учёный высказал юридически достаточно опасную мысль:
Эти хребты и котловины действительно являются континентальными блоками, которые претерпевали эволюционные смещения, но не оторвались от Евразийской континентальной окраины».
Очень тонкая тут грань – что понимать под словосочетанием «не оторвались». Во всяком случае, исследователь, понимая, что геология - наука точная, а слова его будут проверены зарубежными коллегами, делает в интервью агентству РИА «Новости» вывод по принципу «и нашим, и вашим»:
Мы видим посередине Северного Ледовитого океана своего рода тектонический мост, погружённые континентальные хребты. Они соединяют Евразийскую и Северо-американскую окраины. Фактически это основа, чтобы расширять шельф как со стороны России, так и со стороны Канады и Дании. Таким образом, можно будет по определенным критериям продлевать шельф за 200-мильную и 350-мильную зоны и доводить юридические границы шельфов до Северного полюса».
Фото: www.globallookpress.com
Игра идёт. Без игрока на поле
Любой цветок украсит Арктику. Если будет зажат в русском кулаке
Понять такую позицию можно: данные объективны по максимуму, но толкование допускают двоякое. Например, мы говорим, что хребет Менделеева имеет континентальную природу, а оппоненты с тем же успехом заявят, что кора на этом участке океаническая. И дальше начинается научная, но всё же политика, и научная, но дипломатия. Датчанам и канадцам тоже выгоднее считать спорные хребты частью континента. Тогда их можно будет поделить с русскими посередине, и дело с концом. Во всяком случае, не придут сюда китайцы, не поставят нефтяные вышки и не скажут, что так и было. И будет.
Дискуссия идёт, процесс обсуждения длится уже несколько лет, научные обсуждения сменяются быстрыми политическими уколами. В том числе и со стороны США, которые пусть и достаточно беспомощными заявлениями о ледоколах, но всё же подпирают спину канадцам и датчанам. Но учёные ещё могут договориться с учёными. И дать тем самым основание политикам договориться к взаимной выгоде, а не выгоде третьих стран.
Вот только для этого надо разговаривать. Надо встречаться, надо выступать. Надо убеждать. Надо, наконец, в ресторан коллег водить, чтобы открытая научная дискуссия завершилась вполне дружеским итогом. Можно даже помочь датчанам обосновать их заявку на хребет Ломоносова! Так или иначе, против них мы свою волю не навяжем. А в союзе с ними поделим шельф полюбовно. Тем более что они сами оказались в клинче с канадцами.
Если бы у нас были бы хорошие отношения с Канадой и Данией, то можно было бы даже подавать объединённую заявку. К сожалению, этого не происходит, они не хотят с нами взаимодействовать»,
- посетовал Лобковский. Но и это можно изменить, ибо все три страны заинтересованы в продлении шельфа до полюса. Надо только над этим работать. Но…
Идёт научно-дипломатическая игра. Только вот в ней одни участвуют, а других даже на поле нет. И думают они о том, можно ли хоть из каких-нибудь грантов, а то и вовсе из в кепку собранных денег оплатить своё присутствие на поле, где решается судьба триллионов рублей. Именно столько оценочно стоят примерно 5 миллиардов тонн условного топлива, что хранит та часть арктического шельфа, на которую претендует Россия. И решиться эта судьба может уже 13-17 ноября в Нью-Йорке, где пройдёт 45-я сессия Комиссии ООН по континентальному шельфу. Там будут рассматриваться две последние географические точки в российской заявке на расширение её контроля над арктическим шельфом.
А США, Дания, Норвегия и Канада консультации уже ведут. Без России.