В заложниках у Минфина: «Бюджетное правило» наносит удар по росту экономики
Несколько концептуальных заявлений сделали аудиторы Счетной палаты России. Среди основных – серьезные сомнения в достижении цели президента страны по опережающему росту экономики.
Так, при ожидаемых темпах роста ВВП России страна к 2024 году, вопреки «майскому указу» Владимира Путина, не войдет в топ-5 крупнейших экономик мира. В ведомстве Алексея Кудрина отметили, что чиновники Минэкономразвития допустили неточность в оценках, поэтому Россия в перспективе 6 лет не сможет обогнать своего главного конкурента – Германию.
Из заключения Счетной палаты на проект бюджета 2019-2021 гг.
Минэкономразвития использовался расчетный курс рубля и евро к доллару по ППС, что увеличивает неточность получаемых оценок. Счетной палатой были проведены альтернативные расчеты. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при реализации предположений Минэкономразвития о темпах роста экономик России и Германии значение ВВП по ППС в ценах 2017 года для Германии окажется в 2024 году по-прежнему выше, чем для России.
Между тем вхождение в пятерку крупнейших экономик мира и обеспечение темпов экономического роста выше мировых — одна из национальных целей, которая была поставлена главой государства.
Сколько будут стоить гражданам России новации кабмина
Президент Владимир Путин не раз отмечал, что это базовое условие для прорыва в решении основополагающих задач. Выйти на пятое место, согласно «майскому указу», необходимо к 2024 году.
Наращивание экономического потенциала страны каждого региона — главный источник дополнительных ресурсов. Для этого нам нужна экономика с темпами роста выше мировых. Непростая задача. Но это не благое пожелание, а базовое условие для прорыва в решении социальных и инфраструктурных, оборонных и других задач,
- заявил лидер страны.
В Счетной палате уверены: выполнить задачу, которую поставил президент, можно. Однако для этого необходимо перекроить подход к формированию федерального бюджета, при котором большая часть доходов направляется не на развитие отечественной экономики, а на пополнение золотовалютных резервов страны.
Счетная палата подвергла критике механизм бюджетного правила — схему закупок валюты на сверхдоходы от нефти дороже $40 за баррель.
Из заключения Счетной палаты на проект бюджета 2019-2021 гг.
Необходимо отметить неоднозначный эффект от реализации бюджетного правила для валютного рынка. Так, проведение Минфином России в 2018 году операций по покупке валюты усиливало нестабильность курса рубля, так как дополнительно увеличивало спрос на иностранную валюту.
Не только нестабильность курса рубля, но и сокращение расходов федерального бюджета не добавляют оптимизма. Ранее, выступая перед Советом Федерации, Алексей Кудрин критично высказался относительно ножниц кабмина, которые прошлись по важным статьям федерального бюджета:
«У нас расходы бюджета за 3 года сокращаются на 1% ВВП, они уменьшаются вообще-то к ВВП – расходы на национальную оборону сокращаются на 0,3%, на правоохранительную деятельность - на 0,2%, а расходы на образование, здравоохранение и инфраструктуру в процентном отношении не растут. Растут в номинальном, но не в процентах к ВВП. Таким образом, изменения структурного в расходах бюджета не происходит».
Алексей Кудрин. Фото: withGod/shutterstock.com
То, что доходы бюджета население страны не видит, отмечала и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Председатель верхней палаты парламента уверена - цену нефтяного отсечения необходимо поднять, чтобы сверхдоходы шли в экономику, а не оседали на счетах в иностранных банках:
«Мы согласны, что обеспечение макроэкономической стабильности, формирование «подушки безопасности», снижение зависимости бюджета от нефти - это, безусловно, важнейшие задачи. Но, учитывая стоящие перед страной амбициозные цели, еще важнее стимулировать экономический рост, используя государственные инвестиции. Думаю, нам придется вернуться к бюджетному правилу, повысив базовую цену на нефть, что обеспечит инвестиционный потенциал нашего бюджета и, в конечном счете, скажется на ускорении темпов роста валового внутреннего продукта«.
Аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин в интервью «Царьграду» назвал бюджетное правило «серьезной ошибкой», т.к. оно не соответствует лучшим мировым практикам.
«Что представляет собой бюджетное правило? Мы перешли к плавающему курсу рубля, таргетированию инфляции. Заплатили за это четырьмя годами жесткой монетарной политики Центрального банка и падением реальных доходов. И тут оказывается, что рубль все-таки не до конца плавающий, что Минфин будет совершать рублевые интервенции, то есть фактически влиять на курс рубля, и все эти четыре года прошли зря», - заявил эксперт.
Господин Нигматуллин объяснил, почему вредны рублевые интервенции: «Когда Минфин продает рубли, покупает валюту на рынке – на рынке становится больше рублей. К чему приводит большее количество рублей на рынке - растет инфляция, и Центральный банк вынужден более жестко эту инфляцию таргетировать».
Фото: FotograFFF/shutterstock.com
По большому счету, ЦБ становится заложником Минфина и начинает таргетировать инфляцию с удвоенной силой - проводит еще более жесткую монетарную политику.
Логичен вопрос: зачем тогда Минфин скупает валюту. По идее, он делает запасы в Резервном фонде на случай, если упадут цены на нефть. Но, как утверждают эксперты, если уж мы взяли на вооружение мировые практики и перешли к таргетированию инфляции, нам, по сути, не нужны золотовалютные резервы.
Кому верить: Костин и Силуанов расходятся в «показаниях»
«У США резервов нет. В Еврозоне резервов нет. Проблему, допустим, падения цен на нефть или каких-то других катаклизмов решает просто низкая инфляция, низкие процентные ставки, - указал Тимур Нигматуллин. - Бизнес эффективно работает без резервов. То есть то, что делает Минфин, это абсолютно странная политика, которая негативно влияет на экономический рост».
В федеральном правительстве на критичные заключения Счетной палаты относительно проекта бюджета на ближайшую трёхлетку пока не ответили. Равно как и оставили без внимания негативные отзывы, поступившие из Государственной Думы.
Фото: www.globallookpress.com
В Комитете по финансовому рынку удивлены, что парламентарии вынуждены давать заключение на недоделанный проект бюджета. Дело в том, что значительный объем средств в рамках финансирования нацпроектов оказался не распределён. Речь идёт о сумме в 1 трлн 600 млрд рублей.
Деньги в бюджете, как оказалось, есть, однако что с ними делать, в кабмине не представляют.